Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Риторика современности.




В первой половине 20 века под влиянием радикальных экономических, политических преобразований в жизни общества требования к речевой практике изменилось. В современной России появляется значительное количество трудов по риторике, авторов которых можно разделить на 5 групп:

  1. Сторонники возрождения традиции риторики, как искусство красиво говорить с учётом новых научных достижений.
  2. Разработчики современной теории аргументации и теории речевого воздействия.
  3. Разработчики отдельных риторических направлений (теории фигур, тропов, экспрессивности).
  4. Методологии риторики.
  5. Исследователи литературной риторики – поэтического языка.

Традиционно риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике.

Предметом традиционной риторики в отличие от поэтики являлись только прозаическая речь и прозаические тексты, а в герменевтике риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста.

Герменевтика – искусство толкования. Это направление философии 20 века, выросшая на основе теории интерпретации литературных текстов. Таким образом, различия в определении предмета и задач риторики на протяжении её истории сводились к различиям понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной.

Исходя из этого, сложились 2 основных направления:

  1. Идущая от Аристотеля – связывала риторику с логикой и предлагала считать хорошей речью, убедительную, эффективную речь. Это направление называлась логическим – это наука о способах убеждения разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, которая оказывается с учётом её особенностей и в целях получения желаемого результата. Это убеждающая коммуникация
  2. Идущая от Исократа – его представители были склонны считать богато украшенную, пышную построенную по канонам эстетики речь. Это направление называется литературным – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи и прежде всего прозаической, устной.

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности и практические возможности использования их для эффективной речи.

Риторика – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятие хорошей речи и качественного текста.

Традиционно различают частную и общую риторику:

  • Частная риторика – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В частной риторике изучают особые области, которые называют сферами повышенной речевой ответственности, потому что в них ответственность человека за своё речевое поведение, за умение и не умение владеть словом чрезвычайно велика (медицина, дипломатия, административная деятельность, организационная деятельность). Связанна с профессией.
  • Общая риторика (неориторика) – представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1) Риторический канон – это система специальных знаков и правил, следую которым можно найти ответы на следующие вопросы: Что сказать? В какой последовательности? Как? Какими словами? Т.е. риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая 3 этапа: изобретение содержания, расположение изобретённого в нужном порядке, словесное выражение.

2) Теория и практика публичной речи (оратория) – это особый важный раздел риторики, т.к. свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично и склонить аудиторию на свою сторону.

3) Теория и искусство введения спора – учит достойно вести себя в споре, направить его так, чтобы он стал работой по достижении истины, а не пустым препирательством.

4) Введение беседы – данный раздел позволяет познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, учит правильно определять стратегию и тактику разговора, даёт необходимые практические рекомендации.

5) Риторика повседневного общения – даёт знания о речевом поведении людей в их бытовой повседневной домашней жизни. Она помогает найти ответы на следующие вопросы: Как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

6) Этнориторика – изучает национально культурное различие речевого поведения людей. Её знания помогают избежать ситуаций непонимания между людьми разной национальности, как в сфере делового общения, так и в повседневной жизни.

Базовые понятия риторики:

Основной единицей речевого общения (коммуникации) является речевое событие. Оно определяется, как некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (просмотр фильма, лекция и т.д.).

Любое речевое событие складывается из 2 составляющих:

  1. Поток речевого поведения (дискурс) – это то, что говорится, сообщается (словесная речь) и то чем она сопровождается (мимика, жести, походка).
  2. Условия, обстановка, которая происходит речевое общение между его участниками (улица, кухня, метро).

В свою очередь дискурс (поток речевого поведения) складывается:

a) Собственно слов того что можно сказать или записать на бумаге (словесное или вербальное поведение).

b) Звучание речи, её акустики (громкость, высота тона, быстрота темпа речи, паузы – это акустическое поведение).

c) Значимых движений лица и тела (взгляда жестов, мимики – это жестово-мимическое поведение или невербальное). Особое внимание обращается на жесты паразиты, которые повторяются очень часто и не несут никакой смысловой нагрузки (подтирание носа, затылка, подбородка, верчение какого-либо предмета в руках, поправление очков).

Типы жестов:

1. Жесты символы.

2. Жесты элюстраторы.

3. Жесты регуляторы.

4. Жесты адаптеры.

Часто бывает, что жесты не соответствует словам и это искажает ситуацию.

d) Поток речевого поведения дискурс включает и пространственное поведение. Существует нормы, по которым происходит общение:

- интимная зона – 15-45

- личная зона – близкая 45-75, дальняя 75-120

- социальная зона – 120-360

- публичная зона – 360 и более.

Вторая составляющая речевого события – это условие и обстановка, в которой происходит речевое общение и все те, кто в нём участвует. Если состав участников меняется или происходит смена обстановки, то наступает новое речевое событие. Совокупность элементов речевого события, включающая его участников отношений между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. В речевой ситуации можно выделить главных и второстепенных участников (Свидетели происходящего). Главных участников принято называть говорящим и слушающим (адресант - говорит и адресат - слушает). Цель говорящего – это тот результат, который говорящих сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.

Типы речевых действий и типы дискурса:

Цель говорящего Тип речевого действия: Тип речи
1. Сообщить, информировать   Сообщение, информация Информирующий
2. Высказать и доказать своё мнение   Убеждение Аргументирующий
3. Побудить к действию   Побудить к действию Адитирующий
4. Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником   Поиски смысла Эвристический - находить
5. Выразить своё виденье добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала, порицание) Эпидейктический – показываю, приветствую
6. Доставить удовольствие себе любимому и собеседнику самим процессом речевого общения (анекдоты, общие цели)   Игровые речевые акты Гедонистический (радуюсь) или диатребический (провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою эмоциональную картину мира Эмотив (эмоции) Поэтические, художественные

 

Одна из важнейших составляющих коммуникаций является визуальная. Она не является столь же многозначной, как коммуникация вербальная. Подлежит большему контролю долговременно. В ней отсутствует двусмысленность.

Воздействие на человека осуществляется на каждом из уровне языка, в том числе и звукового. Этим называется наука фоносематика.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных