Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ




 

1. ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее раз­вития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал — это «система наиболее общих требова­ний к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей — эстетиче­ских и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», — от­мечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исто­рической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художе­ственного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки., Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

— исторической изменчивостью;

— культурной специфичностью;

— социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и прика­зал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть нача­ло человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы оратор­ского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию мо­лодых.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государст­венному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построен­ные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздей­ствовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты. Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищре­ний (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Попу­лярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим ов­ладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олим­па. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев).

Основными чертами софистики являются:

манипулирование;

направленность спора на поражение противника;

относительность -— нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об од­ном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Ле­онтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ора­торов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инвер­сии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали ри­торику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ.У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали ко­лоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона — Сократ, жив­ший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к по­знанию и обобщению действительности в беседах со своими учени­ками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свиде­тельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-— говорит юный Алкивиад. —...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что чело­век, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место — в сердце, назы­вайте как хотите, укушен и ранен философскими речами, кото­рые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия — это «некое умение увлечь души слова­ми», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению филосо­фа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», —- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал — кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона)определяется как:

1) диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говоря­щего);

2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3) смысловой -— цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождествен­ский).

Аристотель(384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, напи­сал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Ари­стотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить воз­можные способы убеждения относительно каждого данного предме­та» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

• Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разде­лены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

• Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

• Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действи­тельности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля — «за­коном общежительства», второй — «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий — «законом смыслового ограниче­ния речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с прави­лами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать сове­щательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», —отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называе­мый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Ари­стотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хо­роший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля — это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотелябыл сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение ком­муникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную.ин­формативность общения.

Риторика Древнего Рима.Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское ис­кусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, — говорил Цице­рон,— которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Ри­торика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перера­батывающие греческую риторику применительно к требованиям рим­ской действительности. Их уроки более доступны и этим более опас­ны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как за­ведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С ка­ждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Гре­цию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распростране­ние первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на ла­тинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике бы­ли представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентен­ций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличаю­щуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказы­вала влияние на развитие всех видов словесности, например на фор­мирование жанра романа, венчающего путь развития античной лите­ратуры.

Марк Тулий Цицеронбыл самым крупным представителем рим­ского классического красноречия, достигшего в его лице совершенст­ва, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие про­изведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон про­поведует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный ора­тор,:— говорит он, — должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материа­лом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в сле­дующем:

— найти, что сказать,

— найденное расположить по порядку,

— придать содержанию соответствующую словесную форму,

— утвердить все это в памяти,

— произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о зна­нии специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

— расположить к себе слушателей,

— изложить сущность дела,

— установить спорный вопрос,

— подкрепить свое положение,

— опровергнуть мнение противника,

— в заключение — придать блеск своим положениям и ослабить ар­гументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно ук­рашенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, счи­тая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философ­скими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждени­ям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь бо­лее рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для кото­рых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во -вторых — из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и зако­нодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и про­сторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Ци­церон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потом­ков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древ­ние называли «обилием ».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которо­му так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это каче­ство было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойден­ным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдель­ными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким ис­кусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю едино­душно оставлялось заключение — самая напряженная и страстная часть речи.

Риторический идеал Цицерона—- преклонение перед оратором для народа, оратором — трибуном. Много сил отдал он работе с на­чинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочис­ленные примеры — все для воспитания «идеального» оратора. Сис­тема обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, акту­альна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», — так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном пуб­личном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных