Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧЕТУ




 

· Повторите акцентологический, орфографический и словарный минимумы (с. 501-516).

· Продумайте ответы на следующие вопросы:

 

1. Основные функции языка и формы его существования.

2. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка, основные тенденции его развития.

3. Стили современного русского литературного языка, их характеристика.

4. Культура речи как коммуникативно-стилистическое понятие. Понятие о языковой норме. Особенности норм литературного языка.

5. Характеристика основных норм литературного языка.

6. Коммуникативные качества речи.

7. Точность речи. Использование многозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов, паронимов.

8. Понятность речи. Использование в речи слов ограниченной сферы употребления (терминов, иностранной лексики, профессионализмов и др.).

9. Богатство и разнообразие речи. Расширение индивидуального словаря говорящего.

10. Средства речевой выразительности (тропы и фигуры).

11. Использование в речи пословиц, поговорок, фразеологических единиц, крылатых выражений.

12. Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование.

13. Формулы речевого этикета: основные группы.

14. Основные типы лингвистических словарей.

15. Культура речи и пути её совершенствования.

16. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности.

17. Основные единицы речевого общения.

18. Факторы, способствующие эффективному общению.

19. Доказательность и убедительность речи. Виды аргументов.

20. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации. Виды слушания. Принципы хорошего слушания.

21. Барьеры, возникающие в процессе речевого общения.

22. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы, движения в общении.

23. Формирование русской официально-деловой письменной речи.

24. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

25. Особенности русской официально-деловой письменной речи.

26. Правила оформления документов.

27. Требования к языку и стилю документов.

28. Ораторское искусство как социальное явление.

29. Особенности устной публичной речи. Ораторская речь как процесс.

30. Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умение оратора.

31. Этические основы деятельности оратора.

32. Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей.

33. Основные этапы подготовки публичного выступления.

34. Выбор темы, определение целевой установки. Уточнение вида и формы выступления.

35. Поиск материалов для выступления. Основные источники подбора материалов.

36. Разработка плана выступления. Виды планов.

37. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы.

38. Основные функции вступления и заключения в ораторской речи.

39. Задачи главной части речи. Методы изложения материала.

40. Контакт в публичном выступлении. Приемы управления аудиторией.


ТЕСТЫ

 

1. Устная речь подчиняется нормам:

а) орфоэпическим;

б) орфографическим;

в) пунктуационным.

 

2. Стили литературного языка:

а) официально-деловой;

б) либерально-демократический;

в) разговорно-обиходный.

 

3. Функции языка:

а) волюнтативная;

б) эмоциональная;

в) семантическая.

 

4. Ударение падает на второй слог в слове:

а) аналог;

б) звонит;

в) генезис.

 

5. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

а) Вы говорите необоснованно, поэтому я расцениваю ваши слова как огульные обвинения;

б) Иные мемориалы интересны потому, что в них автор рассказывает много познавательного в историческом отношении;

в) В течение пяти лет я работал по специальности — занимал вакансию инженера-программиста.

 

6. Требования, предъявляемые к языку оратора:

а) применение слов ограниченной сферы употребления;

б) активное использование иностранных слов и терминов;

в) правильность речи, точность и понятность высказывания.

 

7. Оратор во вступлении не должен …

а) устанавливать контакт с аудиторией;

б) обосновывать постановку вопроса;

в) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился.

 

8. Положил начало современному русскому литературному языку…

а) М.В. Ломоносов;

б) А.С. Пушкин;

в) Г.Р. Державин.

 

9. Правильными являются утверждения:

а) внушение и убеждение – это одно и то же;

б) доказать – это установить истинность какого-либо положения;

в) убедить – это вселить уверенность, что истинность тезиса доказана.

 

10. К языку и стилю документов предъявляют требования:

а) однозначность используемых слов и терминов;

б) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

в) использование языковых формул.


ГЛОССАРИЙ

Акцентологические нормы – правила постановки ударения в словах.

Богатство речи – одно из коммуникативных качеств речи; количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида.

Диалект – местное или социальное наречие, говор.

Дискуссия – публичный спор, целью которого является выяснение истины, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Жаргон – разновидность национального языка, речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.

Композиция речи – структура речи; построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Культура речи – владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Кодификация – лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т.п.

Лексические нормы – правила использования слов в их словарных значениях.

Литературный язык – форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

Морфологические нормы – правила использования слов разных частей речи.

Норма языковая (норма литературная) – исторически сложившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые.

Ораторское искусство – искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Орфоэпические нормы – правила литературного произношения (отдельных фонем, звукосочетаний, морфем, словоформ и слов).

Полемика – публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Понятность речи – одно из коммуникативных качеств речи; доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

Просторечие – одна из форм национального языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Речевой этикет – социально заданные и национально специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений (стереотипных высказываний).

Синтаксические нормы – правила использования синтаксических конструкций.

Точность речи – одно из коммуникативных качеств речи; строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности.

Функциональный стиль – наиболее крупная разновидность литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Чистота речи – одно из коммуникативных качеств речи; незасоренность речи внелитературными элементами, а также словами-«сорняками», словами-«паразитами».

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ………………………………..3

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………….………….5

 

ПРОГРАММА КУРСА…………………………........................6

 

ЛИТЕРАТУРА ………….……………………………………...18

 

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)…………………………………….…21

 

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)…………………………………….29

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧЕТУ…………………………….....31

 

ТЕСТЫ…………………………….............................................32

 

ГЛОССАРИЙ………………………………………….……......35

 


 

 

 


Учебное издание

 

Павлова Людмила Григорьевна, канд. филол. наук, профессор

Грунина Вера Владимировна, ст. преп.

Риторика

Учебно-методический комплекс

(для бакалавров)

 

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 2,25 п.л. Уч.-изд. л. 1,6

Тираж 100 экз. Заказ №

 

Издательство Южно-Российского института-филиала РАНХиГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 

Ризограф Южно-Российского института-филиала РАНХиГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных