Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 1. Современнаяполитическая ситуация




ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ

Текст предназначен для распространения в электронных библиотеках, при цитировании ссылка на текст и на www.rifat.ru обязательна. Примечания и ссылки - см. полную версию книги в магазинах РФ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Часть 1. Современнаяполитическая ситуация. 5

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЕЗВРЕМЕНЬЕ.. 5

ГЛАВА 2. ТРИ БУДУЩИХ ПРОКЛЯТЬЯ РОССИИ.. 9

ГЛАВА 3 НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ.. 13

Часть 2. Новое пространство для обсуждения и понимания. 18

ГЛАВА 1. МИФИЧЕСКАЯ РОССИЯ. Россия как мир. 18

ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ.. 24

ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.. 32

Часть 3 Начало нового политического дискурса……………………………………………….36

ГЛАВА 1 ПРОТИВ ПСЕВДОДЕМОКРАТИИ – МИКСОКРАТИЯ.. 36

ГЛАВА 2 ИНКОРПОРАЦИЯ НОВОГО НАСЕЛЕНИЯ.. 43

ГЛАВА 3 НОВАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА (получение преимуществ против обременений) 49

Литература. 53

 

Part 2. Приложения.

ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ.. 55

К ПОНЯТИЮ ОБЩЕСТВА.. 67

К ПОНЯТИЮ ПОЛИТИКИ.. 74

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». 77

ПРОЕКТЫ ПЕТРА ПЕРВОГО.. 86

ЧИНОВНИЧЕСТВО.. 92

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В МИРСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ.. 101

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.. 103

К ПОНЯТИЮ МИРА.. 112

К ПОНЯТИЮ ВОЙНЫ... 118

Литература. 124

 

ВВЕДЕНИЕ

Идеолог французской революции 1968 года, автор манифеста «Общество спектакля» Ги Дебор(1) изобрел известную метафору политического спектакля и теорию иллюзорности политики вообще. Применительно к России его работа оказалась поистине пророческой, что показывает даже поверхностный анализ той сферы, которую в нашей стране принято называть политикой. Каждый день мы наблюдаем плохо сыгранные сцены византийского типа, в которых распределяются звания и должности, «пилятся» бюджеты и откаты, конкурируют в популярности кандидаты в преемники. Основная интрига – взаимоотношения «башен» в Кремле. Кому что отдать, кого куда посадить «на кормление», принять или выгнать из «Единой России», прочие дворцовые интриги. Спектакль начисто лишен всего того, что могло бы сделать его подлинно политическим: формирования нового мировоззрения, высших ценностей и базовых смыслов.

Неудивительно, что народ так не любит все, что у нас называется политикой. Потому что это действо никакого содержательного отношения к обществу и к осмысленной жизни в стране не имеет. Лоббизм имеет отношение лишь к интересам конкретных групп. Дворовые интриги – к достижению личных целей и интересов.

При этом пустотелая политика навязчиво мифологизируется через СМИ. Примелькавшиеся эксперты, политтехнологи и телемены рассуждают о политической жизни, словно бы в ней действительно присутствуют какие-то «живые» партии, идеология и проч. Но и за этими рассуждениями – очевидная пустота. Что в России решают партии, депутаты, места в парламенте и теледебаты, кроме сиюминутных задач отдельных финансово-номенклатурных групп? По сути, нынешние власти занимаются банальным самосохранением – лишь бы усидеть. Иван Ильин их так и называл – «усидевшие». Но это значит, что и эти усидевшие – временщики.

Когда писалась наша предыдущая книга «Охота на власть», мы еще могли предполагать, что, возможно, нынешняя команда пришла надолго. Сегодня этот тезис крайне сомнителен. Власть, которая не чувствует базовых механизмов жизни страны, долго не правит. Ее «политика» всегда будет выглядеть фальшиво.

Так выглядит она и сейчас. Политтехнологи увлеченно, с азартом, делают и переделывают партии, пишут и переписывают идеологию, совершенно забывая про народ, который медленно вымирает и стремительно деградирует. В том числе, и за счет социальных подачек под видом национальных проектов, которые только укрепляют его в иждивенческих настроениях. Проанализируйте основные темы политических обсуждений: львиную долю в них занимает «бытовуха», президент Владимир Путин в «Разговоре с Россией» вынужден оправдываться за каждую гнилую трубу в подъезде, как управдом.

Тех, кто не согласен с таким положением вещей, вынуждают уехать из страны или уйти в замкнутый мир своей частной жизни. Успешные бизнесмены выносят свой бизнес, свои мысли и даже тусовки за границу. Признанные, талантливые журналисты публично уходят из политической журналистики в женские глянцевые журналы, объясняя, что политика в современной России попросту умерла. Но еще в предыдущей книге мы заявили, что не уедем.

Мы хотим жить и заниматься здесь, в России, подлинной политикой, которая строится с пониманием базовых основ российского общества. Политикой, которая вырабатывает базовые смыслы жизни народа, его усиления и доведения до мировой конкурентоспособности.

Задача этой книги – проникнуть за сцену спектакля. Помните, как Буратино разорвал холст с фальшиво нарисованным горящим очагом, чтобы открыть спрятанную за ним дверь в настоящий театр? Так же и наша книга призвана указать точки, где прячется или хотя бы может возникнуть подлинная политика. Указать темы, которые сейчас не обсуждаются никем1). В первую очередь, это вопрос об организации общества в России.

Для лидерства в мировой конкуренции стране недостаточно просто иметь население, экономические механизмы и государственный аппарат. История знает немало примеров, когда примитивно организованные туземные племена всю жизнь прожили на уникальных природных запасах, однако так и не смогли даже понять их ценность, пока не были захвачены более высокоорганизованными колонизаторами. И наоборот – крупнейшая алмазная биржа находится в Израиле, хотя на Святой Земле не добывается ни одного алмаза.

Разумеется, у туземцев не было науки и сильной армии. Но это прямое следствие примитивного общества: ни то, ни другое не могло возникнуть при племенных отношениях. Зато, как указывают авторы сборника «Ориентиры», современная организация общества превращает население из биомассы даже не в рабочую силу, а в народ, организованный по новейшим социальным технологиям. «У страны появляется тот самый человеческий ресурс, который во все времена был ценнее любых запасов нефти и золота. Потому что только в передовом обществе люди были способны догадаться получать из черной маслянистой жижи - высокооктановое топливо. Из мягкого, желтого, совершенно непрактичного в быту металла – единицу взаиморасчета. Из сладкой газированной бурды – самый продаваемый в мире безалкогольный напиток»(3).

Но чем народ отличается от населения? Общественная жизнь от политической? Какими смыслами и понятиями, схемами организации жизни можно наполнить уже не фальшивую, а подлинную политику? На эти базовые вопросы невозможно ответить, не имея языка и понятийного аппарата, который можно воссоздать только с помощью политической философии.

Мы утверждаем, что вопрос национальной политической философии критичен для сегодняшней России. Если на Западе, в Царской России и даже в СССР за конкретными понятиями мещан, помещиков, чиновников, рабочих стояли вполне конкретные и понятные всем рисунки, то в отрекшейся от коммунистической идеологии современной России за ключевыми понятиями жизни стоит пустота. Кто мы? Что мы? Непонятно, кого считать элитой, а кого – номенклатурой; кого – удачным бизнесменом, а кого – просто преуспевающим ворьем. В лучшем случае люди считают себя по-прежнему «советскими людьми» – но СССР уже давно нет!

Словом, смысловая и понятийная жизнь в политической и общественной сфере настолько примитивна, что напоминает начало романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса: «Мир был таким новым, что многие вещи не имели названия, и на них приходилось просто показывать пальцем…»(2)

За неимением собственных образцов, мы берем западные и, не понимая их, собираем в хаотичный и причудливый коллаж. В результате представления о жизни у нас похожи на детскую стенгазету, склеенную школьниками из вырезок глянцевых журналов. Непонимание таких категорий, как демократия, собственность, права человека, свобода и проч., а также неспособность содержательно возразить, выстроить альтернативную точку зрения ведет к ситуации: «тот, кто не может говорить, – слушает, а тот, кто слушает, – вынужден слушаться». В результате американцы в Ираке защищают демократию и спасают мир от терроризма, а федеральные войска в Чечне нарушают права человека. Недостаточная содержательная подготовка нынешних «политиков», по факту, приводит к утрате важной части национального суверенитета. Государство не может быть суверенным, если для определения способа жизни своего народа использует понятия и категории, которые по природе своей к этому народу отнесены быть не могут.

Поэтому вторая важная задача нашей книги – начать дискуссию не только о понятии общества, но и о национальной политической философии. Именно национальной и собственной. Мы должны иметь свой политический язык, который позволит нам описать особенности организации жизни людей в России и выработать конкурентоспособную национальную идеологию. Только тогда мы сможем на равных конкурировать с теми, кто сегодня определяет мировой порядок. Только в этом случае нам будет что противопоставить их «одергиваниям», «подсказкам» и откровенному навязыванию своих правил игры.

Наконец, третья важная задача это понимание основных механизмов восстановления российского общества. Как его построить? Как сделать современным и конкурентоспособным?

Оговоримся сразу: конкретного, однозначного и, уж тем более, «правильного» ответа не существует. Рецепт общественной жизни не задача по тригонометрии. Слово общество имеет свое собственное отдельное значение. Общество возникает как результат объединенных осмысленных усилий членов общества, полностью смысл которых понятен лишь изнутри. Общество само описывает себя (Н. Луман «Общество общества»). Поэтому это значит, что административным, экономическим и PR-способом (как это модно делать в последнее время) его не построить. Еще раз сошлемся на «Ориентиры»: «…Общественная сфера затрагивает низовой уровень жизни. Она формирует образы того, как люди живут своей непосредственной, ежедневной жизнью. Здесь и сейчас. Причем усилия для поддержания именно этого образа жизни прикладывают добровольно. Но если в эту тонкую сферу вторгается администрация, политика или партия, а семейные отношения, отношения с соседями государство пытаются урегулировать «Кодексом строителя коммунизма», страна моментально превращается в концентрационный лагерь.»(3)

Национальный вопрос не решить высочайшим указом – указы заставляют, но никого не убеждают. Рождаемость не повысить денежной премией, потому что детей рожают не из-за денег. Коррупцию не побороть высокой зарплатой чиновникам, потому что нелепо не брать и не давать взятки, если так привыкла жить вся страна.

Поэтому на вопрос, как жить в обществе, должен быть дан персональный ответ членов этого общества. Это, прежде всего, зависит от появления этих «общественных» людей, которые способны не только заниматься собственным выживанием, но и задумываться над лучшей жизнью, обсуждать ее и реализовывать свои идеи, в первую очередь, на собственном примере. И очень опасно, что молодые, активные люди, способные к этому, все меньше связывают свое будущее с Россией. Олигархам нужна прибыль, которую они извлекают на базе подконтрольных активов. Новой чиновничьей олигархии, приходящей на смену старой, нужен контроль над сырьевыми отраслями (нефтегазовой, например). Запад хочет получить от России ее недра, рынок сбыта и управляемого союзника в войне с другими. И тем и другим Россия нужна только на время, чтобы использовать. Сам российский народ и Россия оказываются никому не нужными.

Александр Зиновьев (автор книг «Коммунизм как реальность», «Зияющие высоты», «Запад») перед своей смертью уже не верил, что Россия может снова восстановиться. Поскольку, как он писал, в стране не осталось людей, которым она была бы действительно нужна. И насущная задача – снова запустить процесс формирования людей, которым нужна наша страна. Без них, кстати, невозможна никакая действенная политика. Только спектакль…

Можно ли восстановить этот важный механизм, или пророчество Александра Зиновьева сбудется? Это – самый сложный вопрос не только нашей книги, но и исторического будущего России.

 

Часть 1. Современнаяполитическая ситуация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных