Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преобладание духовности над повседневностью




 

В тарантасе, в телеге ли

Еду ночью из Брянска я,

Все о нем, все о Гегеле,

Моя дума дворянская…

А.Жемчужников

 

Как мы уже писали, рассмотрение России как Мира означает, что политика не может ограничиваться лишь вопросами государственного устройства, экономики и проч. Прежде всего, она должна опираться на законы этого Мира, на основные схемы его организации. С помощью них должна воспроизводиться особенная, специфическая организация жизни в России. Одна из таких специфичных особенностей России – ее духовность, преобладание идеального над повседневным8).

Возможная причина этого кроется в православии, где духовная жизнь является гораздо большей ценностью, чем повседневная. И если в протестантизме успех в обыденной жизни – путь к спасению после ее окончания9), то в православии наоборот – повседневная жизнь является кратким этапом на пути к жизни после смерти, который необходим для нравственного совершенствования, а не для накопления материальных богатств: «Необходимо не столько стяжать материальные блага от жизни здешней, сколько блага духовные, которые пробыли бы с нами во веки веков. Не собирайте себе сокровищ на земле, – предупреждает нас Господь, – где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»10).

Также преобладание идеального над повседневным может быть связано с имперским типом государственного устройства, который начал складываться со времен реализации проекта «Москва – Третий Рим»11). Империя отличается от других типов государств именно духовной составляющей, а вернее, идеологической сутью.

«Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя – это Идея… Идея универсальной империи мыслится ее адептами как всемирная. Цель империи – приобщение людей, спасение души подданных. В IV веке, в эпоху между императорами Константином и Феодосием, Римская империя как силовая модель интеграции, опирающаяся только на силу и блага цивилизации, обручилась с Идеей. С тех пор разворачивается история универсальных империй. Универсальной империей была Византия. По этой модели строился Халифат, империя Габсбургов, Московия, СССР.

Итак, универсальная или традиционная империя структурируется религиозно переживаемой большой Идеей (конфессией или идеологией). Она преследует цель построить государство по законам обретенной истины и подчинить этой истине жизнь подданных. Всякий раз она созидает нового человека и решает цивилизационные задачи, несет свет истины на своих штыках до последних доступных ей пределов. И, в конечном счете, иссякает, надорвавшись под грузом неподъемных задач (неспособности интегрировать все обретенное, ассимилировать народы, противостоять тенденциям фрагментации, отвечать на вызовы истории)»(8).

Хотя вполне возможно и третье – что и влияние религии, и влияние имперского устройства стали лишь последствием, как бы наложились на «национальный склад характера», начавший формироваться еще до их появления в России12).

Говоря упрощенно, духовность обычно принято понимать как традицию. Традицию культурную, этническую, т.е. багаж лучших культурных образцов, доставшихся от пережитых предками времен. Европа так и живет по сей день, ведя начало своей традиции от древнегреческой эпохи. Однако, в случае с Россией мы сталкиваемся с еще одной специфической особенностью. Любой исторический прорыв страны неизменно сопровождался кардинальной сменой прежней традиции. Если в Англии с приходом демократических процедур сохранился институт монархии и культ королевы, сохранился особый британский образ жизни, то с приходом к власти Петра Первого бояре исчезли как политический вид, переродившись в лучшей своей части в дворянство. Изменились манеры поведения, фасоны одежды, насильно был введен новый тип кулинарии (людей казнили за нежелание есть и культивировать картофель), архаичным, ярмарочным забавам русской знати приходили на смену дворцовые театры, царевым кабакам – ресторации и проч. Репа и пенька были просто забыты. Один из базовых смыслов России – в свободе от культуры как от навязанной или унаследованной системы образцов. В этом ее уникальный позитивный смысл, проверенный веками путь к восстановлению, несмотря на, казалось бы, совсем не располагающие к этому материальные условия. Российская духовность – это прежде всего идея. Идея, перед которой все равны, независимо от происхождения, культуры и достатка. Идея, которая держится не на конкретных государственных, церковных и прочих институтах, а на передовых людях, какими были Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, птенцы гнезда Петрова, Минин и Пожарский. Идея, которая уравнивала всех перед необходимостью освободить Кремль от польских оккупантов, отстоять Москву в 1941 году. Идея, которая держала в эйфоричной лихорадке всю страну, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Такая духовность тоже не существует сама по себе, и для ее восстановления тоже необходимы специфического рода усилия и условия. Отметим лишь, что духовность проявляется, прежде всего, в наличии высшего смысла, который преобладает над бытовой жизнью. Смысла, который можно отчетливо выделить и удержать как идею. При имперском типе государственного устройства носителем высшего смысла является император (носитель высшей власти и силы на земле), поэтому петровские времена и носят его имя, хотя за кардинальными изменениями в стране стояла целая группа людей.

За счет этой высшей власти и наличия общих инфраструктур удерживаются границы территории и сама империя. За счет появления духовной составляющей выделяется «ведущий слой», народ, который отличается принадлежностью, практически религиозной приверженностью этому высшему смыслу. За счет понимания, в чем состоит миссия России, ее сверхцель, возникает способ самоидентификации России и ответ на вопрос – где, собственно, Россия, а где – нет.

Вместо прежнего «За Веру, Царя и Отечество» или уваровского «Православие. Самодержавие. Народность» провозгласили «госаппарат, бюджет и ВПК».

Сейчас в России духовность в упадке. Если проанализировать, что же представляет из себя современная Россия, окажется, что строители государственного устройства под названием Российская Федерация заложили в его фундамент три вышеперечисленных компонента. Вопросы их функционирования живо обсуждаются в Парламенте и Правительстве, в экспертном сообществе. Более базовые вещи просто не замечаются. Ни воспроизводство народа, ни историческая миссия, ни духовность. Этот смысловой разрыв становится очевиден при сравнении современности с царской Россией, где реализовывался тезис «православие, самодержавие и народность» в ответ на европейскую формулу: «свобода, равенство, братство». Сегодня власти восстанавливают вещи совершенно другого, экономического и административного порядка: государственную машину, контроль за ресурсами и ВПК. Высший, понятный народу смысл, с которым он себя мог бы идентифицировать, фактически отсутствует. Идеи суверенной демократии и национальных проектов не могут быть таким смыслом даже в теории, а их частичность подтверждается равнодушием населения к дискуссиям на эти темы.

Между тем вопрос о «материализации духа» в России крайне важен, поскольку ни в устойчивую нацию, ни в империю, ни в государство РФ не образовалась. Не образовалась она пока и в территорию, свою землю (земля до сих пор не своя); отсутствие устойчивого института собственности в сознании людей не позволяет сформироваться и механизмам накопления и роста.

Отсутствие духовной составляющей в российской политике ведет к катастрофическим последствиям, в первую очередь, к разбазариванию собственного народа и неспособности к инкорпорации (включению в собственное тело) других народов. Ни россиянам, ни приезжим мигрантам непонятно, зачем быть русским? Какие преимущества, сверхвозможности это дает?

Словом, очередной, современный ответ на вопрос – зачем Россия существует, в чем ее миссия и сверхпроект – на момент написания этой книги остается открытым. И задача подлинной политики в России – найти механизм восстановления жизни в соответствии с этими принципами, в том числе, с принципом духовности, но уже на современной основе.

 

ГЛАВА 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных