Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когда демократия работает?




Часто считается, что демократия есть нечто естественное и даже присущее человеческой природе, и что она вырастает сама по себе. Это заблуждение часто эксплуатируют наши псевдодемократы, но мы должны понимать, что есть тип общества, где демократия действительно образовалась и зажила собственной жизнью. Это ряд стран Европы и США. Россия – другой случай, здесь другая культура, другие ценности, и у нас демократия сама по себе не «вырастает».

Для западных стран вопрос об условиях демократии не столь актуален, как для России. У них демократия произрастает сама по себе. Точно так же, как для человека, живущего в лесу, нет вопроса о том, при каких условиях растут деревья. Они сами растут. Но такой вопрос есть для садовника, и чтобы вырастить сад, надо понимать, какие деревья при каких условиях приживаются, какая должна быть почва, глубина посадки, орошение и пр. Демократия в России от природы не «растет», и в этом случае мы сами «садовники» демократии, и мы должны понимать, какие демократические побеги приживутся на нашей почве, при каких условиях и в чем их польза.

В описанных выше западных дискуссиях по поводу демократии можно выделить, при каких условиях применима и эффективна эта модель политического устройства.

При каких условиях демократия может существовать?

Первое.

Должна быть достаточная однородность населения в экономическом, этническом, культурном, религиозном, количественном отношении. Если население неоднородно, то как может быть соблюден принцип равноправия представительств разных групп?

Второе.

Демократия работает при достаточной привязке населения к территории. Если территориальное условие не выполняется и мы имеем значительные перемещения людей, то как они могут участвовать в демократических процедурах? Получается, что две трети населения, фактически проживающие в Москве, но зарегистрированные в других городах, выключены из его демократических процедур. Если население постоянно перемещается, то оно не сможет участвовать в принятии решений своего региона, время пребывания в котором минимально. Невозможность выполнения процедур демократии означает и несоблюдение принципов демократии, под которые они строились.

Третье.

Демократия существует в условиях относительной автономности территории. Как минимум, речь идет об экономической и экологической автономности. Одно государство загрязняет реку и тем самым наносит ущерб соседнему. Демократические процедуры в этом случае не позволяют принимать решения по поводу действий другого государства.

Четвертое.

Демократия не работает в условиях появления единственной цели и необходимости мобилизации населения под эту цель. Это может быть страновой суперпроект, вроде индустриализации, электрификации, информатизации и т.д. Это также классическая ситуация войны и необходимости противостояния врагу. Как известно, на время войн даже самые демократичные государства, вынуждены ее (демократию) останавливать. В наше время США фактически отказались от демократии5), пытаясь противостоять «мировому терроризму».

Пятое.

Демократия предполагает не сетевую форму правления, а, в любом случае, иерархическую. Выборы подразумевают место, в которое выбирают. Но далеко не вся общественная жизнь контролируется из одного источника. Есть, конечно, ряд сфер, которые могут регулироваться одной из инстанций власти, но развитие сетевых форм организации общества есть серьезный удар по демократии.

Шестое.

Демократия предполагает наличие общего смысла, который может быть выработан, озвучен и, следовательно, реализован. Это или идея всеобщего блага, или еще что-то.

В современном обществе демократия остается своего рода прокладкой, обеспечивающей взаимодействие общества с некоторыми политическими и государственными механизмами. Причем с такими механизмами, которые не охватывают целостность всего общества. Следовательно, тезис о демократии всю полноту политической и общественной жизни сводит:

а) к примитивному и банальному тезису об участии в ряде формальных процедур, типа выборов;

б) к функции ротации руководителей и невозможности реализации ни одного проекта переустройства общества.

В любом случае, демократия свелась к ряду функций, механизмов, инструментов. Запад уже признал (и нам пора понять), что нельзя путать вопрос политической организации общества и идеологии. В идеологию мы можем верить, но как нам организовать наши политические структуры – извините, это уже вопрос не веры, а эффективности. США это уже поняли и меняют свою демократию как хотят. А почему мы замерли в нерешительности?

Идеальное государство для демократии – это национальное государство, которое территориально закреплено, иерархически устроено, население которого однородно, где есть общий смысл и т.д. В истории действительно был период, когда такие государства существовали: Великобритания, Франция, Нидерланды. В Соединенных Штатах Америки демократические принципы были изначально заложены, приезжее население просто включалось в эти механизмы, поэтому для них демократия естественна. Сегодня таких стран, которые бы идеально подходили для демократии, уже не осталось. Если страна имеет свою культуру и историю (как, например, Россия), то в ней эти принципы не выполняются, и сама по себе «живая» демократия не может в ней произрасти.

Поэтому, если мы хотим выращивать у себя демократию, необходимо понимать, какие для нее должны быть общественные условия. С другой стороны, рассматривая демократию как функциональный политический механизм, нужно понимать, что у него, как у любого механизма, есть определенные функции; это, как отмечали выше, ротация лидеров, включение общественности в процесс выработки и принятия решений и состыковка общественности с государственными иерархическими механизмами. Конечно, эти функции могут достигаться и другими недемократическими процедурами, но в чем прелесть демократии, так это в том, что она позволяет выполнять эти функции лучше других. В демократии эти функции отчуждаются, и ими становится невозможно манипулировать, что часто и ставят в заслугу демократии. И это мы должны освоить и взять на вооружение, если условия позволяют. А конкретную реализацию и процедуры демократии, как того хотят наши псевдодемократы, перенять не получится, они не приживутся на нашей почве. Повторим, нельзя путать демократию как политический механизм и идеологию. К механизму и инструменту отношение прагматическое: либо работает, либо не работает, если работает – берем, улучшаем, переделываем.

Демократия предполагает определенный политический механизм соединения и включения общественности и государственных институтов. Как механизм и инструмент демократия имеет ряд условий, при которых она в принципе осуществима и эффективна. В той степени, в какой она эффективна, к ней следует относиться прагматически и перенимать, осваивать, совершенствовать. Современные западные обсуждения конструкций типа «селективной полиархии», «вертикальной демократии», «многосоставной демократии» и прочих означают, что этот механизм не сформирован раз и навсегда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных