Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политика в России и на Западе




Если сравнить, как политика существует на Западе и как в России, то выясняется, что различия обусловлены разным устройством общества. Мы можем выделить три типа российской политики, которые существуют и существовали в прошлом.

Первый тип политики, который наиболее явно выражен в России, – это так называемый «византийский» тип политики. Он строится на перераспределении государственных и прочих властных ресурсов, занятии все более высоких должностей. Это сопровождается, как правило, большим количеством скрытых, подковерных, внутригосударственных и окологосударственных интриг.

В России без такой «политики» не обойтись в силу ее природного устройства. Российский мир3) представляет собой сложное разнородное целое, огромные территории отличаются по своему устройству, имеют разный этнический и социальный состав. Для удержания этого в некотором единстве под названием Россия требуется большой государственный аппарат. И в России он является первичным (в отличие от Запада, где он является сервисным и выполняет ряд функций для общества); именно он занимается поддержанием жизни различных общественных образований, которые вне этого не выживают. На Западе общество строилось иначе: сначала возникали самостоятельные единицы жизни и общественности, и только потом к ним пристраивался государственный аппарат для выполнения ряда функций, которые сами эти образования выполнить не могут, к примеру, поддержание инфраструктур (дороги, связь, здравоохранение, военная безопасность и пр.). Восточный тип государства (также его называют патерналистским), который существует в Азиатских странах и в значительной степени в России, напротив, строится как необходимое условие для распространения жизни и ее поддержания. Ряд российских регионов вообще не может выживать вне государственной поддержки.

Все это приводит к тому, что центром «политики» византийского типа становится государственный аппарат и присоединенные к нему структуры. Именно государство в России является главным держателем базовых ресурсов (финансовых, энергетических, производственных и пр.). Политика не может строиться, если в ее распоряжение не попадает серьезный ресурс. Даже самые благие идеи политического толка без ресурсов реализовать нельзя. На Западе весомым ресурсом обладает общество, поэтому политика там строится как соглашение между обществом и государством на то или иное использование этого ресурса, то есть общество как бы позволяет или не позволяет государству реализовывать те или иные программы. Такое соглашение возникает в результате сложных демократических процедур, среди которых не только выборы, но и обширные общественно-политические дискуссии, как в парламенте, так и вне его. В России, в силу ее специфики, базовый ресурс сконцентрирован скорее в государственной машине и присоединенным к ней олигархическим группам, что и вызывает распространение не политики публично-дискуссионного типа, как на Западе, а политики перераспределения ресурсов и занятия должностей, который мы в этой книге будем называть «византийским».

Политика распределения ресурсов и интриг также существует на Западе, в особенности в тех точках, в которых концентрируется определенный ресурс, но ее масштаб несопоставим с российским. Этот тип «политики» вряд ли можно считать подлинным, поскольку в нем в чистом виде не возникает альтернативных содержательных идей по поводу жизни целого.

Второй тип российской политики – публичный. Часто он превращается в популистскую политику, в некоторое шоу, или иногда даже клоунаду, скоморошество. Довольно близкая к этому конструкция политики описана в книге Ги Дебора «Общество спектакля»(1). Во многом она строится на эксплуатации стереотипов, существующих в обществе, на эксплуатации страхов и симпатий народа. Иногда за счет этого удается поднять людей на некоторое действие или движение, вплоть до революционных мер. В центре публичной «политики» часто оказываются не столько сущностные и содержательные вопросы – какую стратегию развития государства выбрать, почему и так далее, – а те темы, которые вызывают общественный резонанс, беспокоят людей. Популистские заявления могут и не иметь никакого отношения к истинной позиции или мнению того или иного политика, главное – чтобы они привлекали внимание, вызывали одобрение или негодование у молчаливой публики. Пример публичной «политики» из нынешних российских дискуссий строился на эксплуатации стереотипа о том, что пенсионеры должны получать много и собственность народа была распределена неправильно, поэтому тезис, что надо все отобрать и поделить, вызывал определенный резонанс.

Публичная «политика» на Западе также существует, но поскольку, в отличие от России, там общество не молчаливо, а, напротив, активно высказывается по любым вопросам, она может перерастать в содержательную общественную дискуссию. Дискуссионные и коммуникативные формы политики распространены там гораздо шире. Западное общество основано на существовании независимых общественных единиц, которые имеют собственные неотчуждаемые и материализованные интересы. Дискуссии и коммуникация и есть способ агрегирования этих интересов, конфигурирование в некоторое соглашение с властью, на основании которого может быть принято определенное решение.

Российское общество устроено иначе. Общественные единицы не могут всерьез вырабатывать свои интересы и отстаивать их перед государством. Любые общественные инициативы и движения могут быть быстро перекрыты из центра путем отключения их от системы поддержания жизни. В этом смысле публичную «политику» в России нельзя считать подлинной.

Третий тип политики – стратегический. Этот тип политики строится на вопросе, какими будут следующие шаги развития российского общества. В настоящее время он довольно слабо развит, все больше преобладают первые два типа. Но если проанализировать историю России, то можно увидеть, что этот вопрос и эта политика всегда существовали в России. Особый расцвет она получала на этапе формирования следующего странового сверхпроекта. Этим типом политики занимались во времена Ивана Грозного, расширяя территорию России, во времена Петра I при построении современного флота и мощной империи, в какой-то степени – во времена Екатерины II. Стратегической политикой занимались Витте, Столыпин. Ею занимался Иосиф Волоцкий, который, по мнению ряда исследователей, создал первую политическую партию в России. Такой политикой занимались при Сталине во времена развития СССР в мировую военную сверхдержаву и т.д.

Механизмы реализации стратегической политики связаны, прежде всего, с глубокой содержательностью, проектностью и мобилизацией народа, восстановлением базовых схем организации российского общества.

В ближайшем будущем также должен произойти очередной цикл развития и реализации стратегической политики, поскольку российское общество не может бесконечно долго находиться в состоянии застоя. Но для обеспечения такой политики должна быть создана основа в виде идеологии, фундированной на массиве гуманитарных и общественных наук, прежде всего, политической философии. У нас же пока сфера политических, общественных наук, философии, находится в упадке.

Стратегический тип политики в России, как правило, не предполагает наличие актуального оппонента или альтернативной идеи. Оппонентом скорее служит сложившийся и традиционно воспроизводящийся порядок жизни. В 1990-х, когда разворачивалась стратегическая линия политики на интеграцию с западным миром с построением демократии и рыночной экономики, политических оппонентов группы Ельцина, Гайдара и остальных не было. Так же Витте и Столыпин боролись не с оппонентами в содержательном смысле, а со сложившейся традицией.

Устройство стратегической политики на Западе другое. В США, Великобритании и европейских странах она строится на том, что политики в парламенте опираются на те или иные интересы различных групп населения – носителей этих интересов. У нас таких самостоятельных групп населения нет, а есть народ. Поэтому стратегическая политика в России строится не в парламенте, не в дискуссиях, а как комплекс идей и трансформаций, вынесенных в будущее, а противопоставлен ей сложившийся порядок жизни, который должен быть преодолен.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных