Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие,определение социальной политики.




В теоретическом плане под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организа­циями, органами местного самоуправления система мероприятий и ак­ций, направленных на достижение социальных целей и результатов, свя­занных с повышением общественного благосостояния, улучшением каче­ства жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильно­сти, социального партнерства и социального согласия в обществе.

По существу, социальная политика должна обеспечивать разви­тие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

В зависимости от объекта, уровня и направления управленче­ского воздействия принято выделять общегосударственную, регио­нальную и муниципальную социальную политику, а также различные виды социальной политики для отраслей социально-культурного ком­плекса и различных групп населения.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны.

Социальная политика государства представляет собой управле­ние общественным выбором с целью гармонизации противоречивых интересов представителей различных социальных групп, достижения общественного согласия и обеспечения жизнедеятельности общества.

Переход к рыночной экономике обуславливает изменение соци­ального поведения людей, а также иерархии ценностей, таких, как справедливость, равенство, свобода и порядок, уважение и престиж, соревновательность и солидарность, конфронтация и согласие. Значи­тельное большинство населения в условиях рыночной экономики должно будет удовлетворять свои экономические потребности само­стоятельно, нести ответственность за свое индивидуальное жизненное обеспечение и за обеспечение своего будущего.

Такие перестройки требуют и изменения социальной политики, которая должна в максимальном объеме встроиться в рамки рыночной экономики.

 

2. Объект и субъекты соц политики.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной поли-тики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социаль-ные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами сигнальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и ини-циативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной по-литики государства и про водящие непосредственную практическую работу по её реализации.

 

3. Уровни соц политики.

Республиканский

Обласной

Городской

Районный

 


4. Осн функции соц политики.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.

Первая из основных её функций — обеспечение социальной устойчиво-сти общества, социальной безопасности общества.

Вторая из основных функций социальной политики — обеспечить поли-тическую устойчивость власти.

Третья основная функция социальной политики — обеспечение тако-го распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признава-лось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики — налаживание та кой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффек-та, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

Пятая основная функция социальной политики — обеспечение обще-ством и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики — обеспечение об-ществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

 

5. Основные принципы соц политики.

- принцип соц справедливости

- принципа индивидуальной соц ответственности

- принципа адекв и дифф соц гарантий

- принцип целевого финансирования.

 

6. Сущность принципа соц справедливости в соц политике.

Одна из важнейших характеристик соц политики – социальная справедливость. Соц справедливость является диалектическим понятием, означающим с одной стророны степень обоснованного равенства, с другой – сохраняющееся неравенство, что обуславливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, что находит конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.п. В любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, который дает возможность физиологического существования и позволяет удовлетворить наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, это и превыш смертности над рождаемостью, уменьш численности населения. Неравенство может привести к нестабильности в обществе, соц взрывам, гибели людей, поэтому политические структуры стремятся смягчить соц неравенство, чтобы создать условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей всех людей.

 


7. Сущность принципа индивидуальной соц ответственности.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства

в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной

защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной

политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий

государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все

сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы,

связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения.

Социальная политика должна быть пронизана идеями

равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения

национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования.

Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке

пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не

по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной

степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути

социального государства. Что касается трудоспособного населения, то

государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы

обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для

тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.

Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип

индивидуальной ответственности принципом солидарности.

 


8. Сущность принципа адекв и дифф соц гарантий.

Для развития эффективной системы в Беларуси необходимы рационализация и централизация существующих программ с целью создания единой системы адресной поддержки незащищенных групп населения. Ее целью является обеспечение более эффективной социальной поддержки, в результате которой имеющиеся финансовые средства используются для достижения более высокого уровня социальной защищенности и равенства среди нуждающихся групп населения.

Исходя из международного опыта, основными принципами эффективной системы социальной защиты должны быть следующие.

Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание не обходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемое™, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них явится создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита основных прав граждан в сфере труда.

Вторым принципом формирования эффективного механизма социальной зашиты является требование того, чтобы этот механизм создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. В настоящее время система социальной защиты строится на основе эпизодического принятия разрозненных решений по улучшению материального положения отдельных групп населения, оказавшихся в наиболее трудной ситуации. В идеале же система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности.

 


9. Целевое финансирование соц политики.

На реализацию социальной политики (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) в бюджете на 2005 год предусмотрено 8,9 трлн.рублей (на 2006 год -10,7 трлн.рублей, т.е. на 22% больше).

При этом расходы на выплату всех видов пенсий гражданам республики составят: на 2005 год -5,7 трлн.рублей, на 2006 год -6,9 трлн.рублей.

Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2005 года (учитывая перерасчет пенсий с 1 сентября 2005 г. на 11,4% в среднем), составил 221,4 тыс.рублей. При этом, соотношение средней пенсии по возрасту составляет 43,4%о к среднемесячной заработной плате. В долларовом эквиваленте пенсия составляет 103 доллара.

В целях повышения уровня материальной обеспеченности пенсионеров и сохранения тенденции роста пенсий, сопоставимого с ростом доходов работников отраслей экономики, Президент Республики Беларусь 25 апреля подписал Указ № 274, согласно которому с 1 мая 2006 года повышаются трудовые пенсии в среднем на 7%. Размер пенсии по возрасту в среднем составит 258800 рублей.

В Российской Федерации средний размер пенсии по возрасту (данные по состоянию на конец сентября 2005 года) составил 95 долларов США в эквиваленте.

Государственная семейная политика в Республике Беларусь направлена, с одной стороны, на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения, прежде всего, путем создания условий, позволяющих экономически активным гражданам за счет собственных усилий обеспечить себе и своим семьям достойный уровень жизни.

С другой стороны, она предусматривает формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей, которые по объективным причинам не могут обеспечить себя самостоятельно и поэтому нуждаются в поддержке.

В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает в себя 10 видов. В текущем году расходы на выплату (с учетом выплат из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) ожидаются в сумме 495,5 млрд.рублей. На будущий год эти расходы запланированы в сумме 517,5 млрд.рублей. В прошлом году пособия выплачены на 663 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей в возрасте до 3 лет, или 91,3%о детей этого возраста, и 418 тыс. детей старше 3 лет, или 23,3%.

В 2004 году Президентом и Правительством приняты важные документы, направленные на усиление материальной поддержки семей при рождении детей. Это, прежде всего, Указ Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым с 1 января 2005 г. при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату рождения ребенка. Таких детей у нас рождается около 10,5 тысяч. В настоящее время размер этого пособия составляет 405450 рублей.

14 февраля 2006 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет».

Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до трех лет в едином для всех матерей (как работающих, так и не работающих) размере, равном 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Предусматривается последующее его повышение пропорционально росту бюджета прожиточного минимума.

Единый подход к установлению пособий, исключающий действующую разницу в размерах пособий по уходу за детьми до трех лет, отвечает целям государственной семейной политики, направленной на обеспечение полноценного физического, нравственного, интеллектуального и социального развития каждого ребенка независимо от социального статуса родителей.

Одним из видов государственной поддержки семей с детьми является предоставление льгот по оплате за дошкольные учреждения.

Количество родителей, с которых не взимается плата за питание детей в дошкольных учреждениях, составляет около 40 тыс. человек, или 12% от общего количества родителей, пользующихся услугами дошкольных учреждений.

Средний размер платы родителей за питание ребенка в детском дошкольном учреждении составляет 18,0 тыс.рублей в месяц, или 60% от денежной нормы на питание.

С 2001 года в республике действует система оказания адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям семей и граждан. Право на получение адресной социальной помощи имеют также многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, при условии, что их среднедушевой доход за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает гарантированной части бюджета прожиточного минимума (60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения).

За период 2001-2004 гг. адресную помощь получили более 107,0 тыс. семей. Основные получатели такой помощи - неполные и многодетные семьи. В 2005 году на эти цели будет направлено 4,4 млрд.рублей средств бюджета. На оказание адресной социальной помощи наиболее незащищенных категорий семей и граждан на 2006 год предусмотре- I но 5,5 млрд.рублей.

Для данной категории граждан существенно изменены подходы в вопросах льготного кредитования, субси- \ дирования и оказания финансовой помощи в погашении льготных кредитов и предусмотрена более существенная государственная поддержка в жилищном строительстве.

В 2005 году на оказание финансовой помощи многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам было предусмотрено средств республиканского бюджета в сумме 4,7 млрд.рублей.

 


10. Специфика соц пол перех периода.

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

В переходной экономике изменяются приоритеты и цели, как в экономической, так и в социальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духовных благ, вместо которой создается механизм сочетания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие изменения происходят в формировании и распределении общественных благ, в финансировании социально-культурных отраслей. Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается основой социальных решений, но роль социальной сферы в решении проблем экономического роста возрастает. Взаимодействие этих двух факторов определяет единую, общую стратегию развития общества — стратегию перехода от одного этапа к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. — не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае, если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов.

Таким образом, переходный период влечет за собой множество перемен, в данный период социальная защита населения особенно важна, именно поэтому данная работа актуальна.

 


11. Классиф соц пол Титмуса.

Наиболее известная попытка провести классификацию соц политики, связана с именем английского исследователя Р.Титмуса. В своей книге по социальной политике, опубликованной в 1974 году, он выделил три модели.

В основе первой модели лежит положение о преобладающем значении двух "естественных" каналов, через которые удовлетворяются потребности индивида. К ним относятся частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекватным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе - пока "естественные" каналы не станут действовать эффективно. В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, общественное вспомоществование, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым "истинно нуждающимся".

Вторая модель, напротив, рассматривает систему социального благосостояния в качестве интегрированного института в обществе. Объектом социальной политики выступает здесь все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта. В качестве целевого принципа в этой модели присутствует перераспределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным. Другая особенность модели заключается в том, что во главу ее функционирования поставлена задача предупре ждения, профилактики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики.

Объектом третей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды. Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилактику социальных болезней.

 


12. Классиф соц пол Г.Эспинг-Андерсена.

Эспинг выделяет три "чистых" типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику. Первый — либеральный. Здесь доминирующее значение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам. Их предоставление не должно "подавлять" склонность к труду.

Второй - консервативно-корпоративистский. Здесь система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных гарантий. Но при этом типе частичное страхование и предоставление социальных услуг на предприятии является "минимальным". Вместе с тем перераспределительный эффект государства является незначительным, а социальные права основаны на существующих классовых и статусных различиях.

Третий тип - социал-демократический. Он характеризуется преобладанием принципа универсализма в предоставлении социальных услуг и отрицании рынка в социальной сфере. Государство рассматривается не как второстепенное, а как наиболее эффективное орудие "создания равенства по наивысшим стандартам, а не равенства по минимальным потребностям". Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан.

 

13. Классиф соц пол Г.Терборна.

Классификация социальной политики Терборна опирается на два критерия: 1) уровень социальных обязательств государства; 2) степень их ориентации на рынок труда и полную занятость. В зависимости от этих критериев он выделяет 4 категории социальной поли тики и государства благосостояния.

Первая - сильные интервенционистские государства благосостояния. Для них характерна расширительная социальная политика при сильной приверженности "полной" занятости.

Вторая - слабые компенсаторные государства благосостояния. Здесь присутствуют значительные социальные обязательства при низкой приверженности полной занятости.

Третья - небольшие государства, ориентированные на "полную" занятость, имеющие низкий уровень социальных обязательств.

Четвертая - государства благосостояния, ориентированные на рынок. Их отличительной четой являются ограниченные социальные права при низкой приверженности "полной" занятости.

Приведенные примеры классификации могут дать лишь приблизительное представление о достигнутом уровне обобщения в этой области. Ни одна из них не является исчерпывающей.

При классификации вариантов социальной политики нужно не ограничиваться одним или двумя критериями. Необходимо учитывать сразу несколько или даже целый комплекс критериев с тем, чтобы отнесение того или иного странового варианта к определенной группе было бы по возможности более точным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных