ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные компоненты системы социальной защиты.Основными компонентами системы социальной защиты выступают: > социальное страхование; > общественное вспомоществование; > социальное обслуживание. Социальное страхование является доминирующим в промышленно развитых странах. Оно основано на уплате страховых взносов. В большинстве стран источниками фондов соц страхования являются взносы наемных работников, работодателей, а также гос-ва из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только работодатели, в Дании финансирование соц выплат осуществляется из гос.средств, в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взносов в страховые фонды несут наемные работники. В США практически нет обязательных взносов со стороны работодателей, основной упор делается на договорные условия. Право на выплату пособия приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достиж. пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца. Система соц страхования компенсирует указанной категории населения потерю дохода за счет средств фонда социального страхования. В индустриально развитых странах право на пособие возникает, как правило, при наличии определенного уровня страхового стажа и выплат определенного объема страховых взносов. Для получения пособия по безработице, например в Италии, нужно иметь страховой стаж 2 года, во Франции - 6 месяцев из предшествующих безработице 12 месяцев, в Германии - 360 дней. Различны и размеры пособий по безработице. Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения независимо от уплаты страховых взносов. На социальную помощь бедным выделяются значительные суммы: в Бельгии, где указанная категория составляет около 6% населения, расходуется около 29% средств, ассигнуемых на социальные нужды. В Великобритании эти цифры составляют 18% и 23% соответственно. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной формах (например, обеспечение горячим питанием, лекарствами, предоставление купонов на оплату продовольственных товаров, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, оплата коммунальных услуг и квартирной платы). Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальны услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Соц.обслуживание представлено как гос. учреждениями, так и частным сектором. Соотношения гос. и негос. учреждений соц инфраструктуры различны и определяются особенностями соц политики государств. 42. Социальное страхование. Характерной чертой программ страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер помощи ориентируется на объем взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. В республике в настоящее время действует система государственного социального страхования от объективно обусловленных рисков - потери трудоспособности вследствие болезни, производственной травмы и профессионального заболевания, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, безработицы. Финансирование мероприятий по социальному страхованию регламентируется законами о бюджете РБ на очередной финансовый год и Законом РБ "Об основах государственного социального страхования" и осуществляется из средств государственного бюджета и государственных страховых фондов (Фонда социальной зашиты населения и Государственного фонда содействия занятости). Наиболее сложные проблемы возникли в пенсионном страховании и страховании по безработице. Система пенсионного обеспечения РБ построена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих, то есть работающее население финансирует потребность населения пенсионного возраста. В целях социальной зашиты пенсионеров в условиях роста стоимости жизни применяется механизм пересчета трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Социальные пенсии устанавливаются в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту. Они повышаются в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В пенсионной системе республики наметился ряд проблем, требующих своего решения. Среди них: > неотработанность методологии расчета пенсии и ее низкий уровень. > большой удельный вес в структуре пенсий различного рода доплат. > необоснованные льготы и привилегии при досрочном выходе на пенсию, установленные еще во времена Союза ССР; > наметившиеся в пенсионном обеспечении уравнительные тенденции. Важнейший его принцип - связь пенсии с трудовым вкладом на практике сильно деформировался, сократился разрыв между максимальной, средней и минимальной пенсиями; > низкая защита пенсий от инфляции; > достаточно сложное финансовое положение Фонда социальной защиты и вследствие этого снижение гарантии своевременности выплаты пенсий; > отсутствие в республике системы негосударственного дополнительного пенсионного страхования, которое может снизить остроту возникающих проблем как для государства, так и для граждан. Все эти недостатки свидетельствуют о том, что назрела необходимость изменения системы пенсионного обеспечения. Достаточно много проблем накопилось и в системе социального страхования по безработице. В настоящее время граждане, формирующие предложения на рынке труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай безработицы. Их страхование обеспечивает наниматель. При этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в фонд, обезличиваются. Все это снижает эффективность страхования по безработице. Вторым недостатком является установление достаточно мягких квалификационных требований для получения статуса безработного при очень низком уровне пособий по безработице. Кроме того, проводимая в республике мягкая политика в отношении безработных может иметь весьма неблагоприятные тенденции при включении механизма банкротства и осуществлении реструктуризации государственных предприятий. Беларусь может стать регионом с высоким уровнем хронической безработицы. В связи с этим представляется целесообразным пересмотреть политику по защите безработных в плане ужесточения требований к статусу безработного и выплате ему пособий (включение, например, в них определенного стажа работы; некоторого суммарного минимума заработной платы; периода ожидания, в течение которого потерявший работу не считается безработным), а также обеспечения достаточного пособия по безработице, позволяющего реализовать эффективную стратегию по развитию рынка труда.
43. Обществ. вспомоществование. Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения независимо от уплаты страховых взносов. На социальную помощь бедным выделяются значительные суммы: в Бельгии, где указанная категория составляет около 6% населения, расходуется около 29% средств, ассигнуемых на социальные нужды. В Великобритании эти цифры составляют 18% и 23% соответственно. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной формах (например, обеспечение горячим питанием, лекарствами, предоставление купонов на оплату продовольственных товаров, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, оплата коммунальных услуг и квартирной платы).
44. Социальное обслуживание. Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальны услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представлено как государственными учреждениями, так и частным сектором. Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.
45. Виды учреждений социального обслуживания. Упорядочена и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым, инвалидам, женщинам. В Минске и Гомеле сохранены Территориальные центры по социальному обслуживанию семьи и детей, в Минске есть Территориальный кризисный центр помощи женщинам. В системе государственных учреждений активно работают Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные школы-интернаты для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов. В Минске несколько лет функционирует Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства. В деятельности социальных служб на местах выделяется два направления: специализированное и комплексное оказание социальных услуг. Специализированные структуры осуществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям: психолого-педагогической, экстренной помощи, консультирования, психологической помощи по телефону и др. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность: от возможной материальной помощи, медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания. К сожалению, в деятельности органов социального обслуживания населения имеют место серьезные проблемы: не-доукомплектация кадрами, частая смена кадрового состава, низкий уровень оплаты их труда. Требует укрепления материально-техническая база, обеспечение нормативно-методической литературой, специализированными печатными изданиями, специальными видео- и аудиоматериалами. Изменить ситуацию к лучшему, как этого требует время, возможно лишь при условии существенных перемен в отношении к службам и кадрам системы социальной защиты со стороны местных государственных органов и общественных организаций, применения гибкой налоговой политики в отношении спонсоров, помогающих населению, а также расширение пропаганды благородного труда и положительного опыта работы социальных служб и общественности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|