Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы
Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению
Раздел 1.Предмет и историческое развитие риторики
Содержание лекционных занятий по разделу
№ лекционного занятия
| Содержание
| Лекция 1.
Введение. Содержание, актуальность, особенности курса
| Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Общая и частная риторика.
Основные дефиниции риторики как науки и как искусства. Логическое и литературное направления. Риторика как наука о способах убеждения; об условиях и формах эффективной коммуникации; наука речевых действий. Риторика как филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи (В. Н. Топоров).
Коммуникативная компетенция. Р иторическая компетенция, как способность осознанносоздавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст. Свойства личности, влияющие на результат речевого общения.
| Лекция 2.
Возникновение и историческое развитие риторики.
| Классическая риторика: греческая, римская, средневековая. Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. Роль софистики в становлении риторики. Демосфен. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля. Убеждающая и воздействующая коммуникация: этос, пафос, логос. Аристотель: совещательные, судебные, эпидейктические речи.
Риторика в Древнем Риме. Цицерон – его трактаты. Квинтилиан и его наставления о воспитании оратора.
Ораторское искусство в средние века и новое время в Европе. Риторика и гомилетика. Кризис риторики в середине XVIII в. Неориторика. Особенности развития риторики в России.
| Лекция 3.
Классический риторический канон и неориторика.
| Риторическая модель ситуации: цели и задачи речевого взаимодействия, сверхзадача; портрет аудитории: объективная и субъективная характеристики; речевое событие; конвенциальные и инициативные речи; внешние обстоятельства речи. Посткоммуникативный этап речи – рефлексия.
Классический риторический канон. Инвенция: замысел речи, предмет и тема речи; диспозиция: композиции описания и повествования, структура публичного выступления, методы изложения материала, жанры; элокуция как раздел риторики: логическая культура речи, логические ошибки, основные законы логики, правильность и точность речи, богатство и выразительность речи, чистота и уместность речи, фигуры; меморио: виды и типы памяти, мнемонические приемы; акцио: импровизированная речь, произнесение речи, темп и громкость речи, мимика и жестикуляция оратора.
|
Содержание семинарских занятий по разделу
№ занятия
| Содержание и формы проведения
| Занятие 1. Содержание, актуальность, особенности курса
| Вводное занятие. Семинар проводится в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование целевой установки. Работа по мини-группам направлена как на усвоение учебного материала, так и на формирование коммуникативных умений.
Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Общая и частная риторика. Риторика теоретическая, прикладная и тематическая. Основные дефиниции. Понимание риторической компетентности.
| Занятие 2. Возникновение и историческое развитие риторики.
| Семинар – пресс-конференция с элементами дискуссии.
Классическая риторика: греческая, римская, средневековая. Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. «Риторика» Аристотеля. Убеждающая и воздействующая коммуникация: этос, пафос, логос. Ораторское искусство в средние века и новое время в Европе. Особенности развития риторики в России.
| Занятие 3.
Классический риторический канон. И неориторика.
| Семинар-обсуждение, направленный на формирование целостного обобщенного представления об этапах подготовки речи
Классический риторический канон. Инвенция: замысел речи, предмет и тема речи; диспозиция: композиции описания и повествования, структура публичного выступления, методы изложения материала, жанры; элокуция как раздел риторики: логическая культура речи, логические ошибки, основные законы логики, правильность и точность речи, богатство и выразительность речи, чистота и уместность речи, фигуры; меморио: виды и типы памяти, мнемонические приемы; акцио: импровизированная речь, произнесение речи, темп и громкость речи, мимика и жестикуляция оратора.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|