Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уберите лишнее слово (словосочетание).




1. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.

2. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

3. В речи он употребляет диалектные и областные слова.

4. Алексей мысленно подумал, что это конец.

5. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

6. Мы поднялись вверх по лестнице;

7. Каждый покупатель получает бесплатный подарок.

8. Другой альтернативы нет.

Занятие 1. 2. Возникновение и историческое развитие риторики.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Повторить лекционный материал. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

2. Выполнить индивидуальное письменное домашнее задание – практическое задание № 1.

3. В двух мини-группах совместно подготовить домашнее задание – практическое задание № 2.

 

Литература для подготовки:

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М, 2006.

2. Хазагеров ГГ. Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004. С.12-27.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003. С. 8-39.

Вопросы для подготовки к занятию:

 

1. Генезис риторики. С какими особенностями социальной практики было связано появление риторики?

2. Особенности развития риторики в античной Греции и Риме.

3. Личностная парадигма оратора: этос, логос и пафос оратора.

4. Особенности развития риторики в средние века.

5. Эволюция риторики в Новое время.

6. Особенности развития русской риторики.

7. Современное состояние риторики. Неориторика.

Контрольные вопросы:

1. Кто такие софисты и какую роль они сыграли в возникновении и развитии риторики?

2. Как и почему связаны риторика и демократия? Что имеют в виду, когда говорят, что риторика –«дитя и условие демократии»?

3. Объясните различие в понятиях «вопросы риторики» и «риторические вопросы».

4. Какие виды и жанры ораторского искусства были представлены в античной Греции?

5. Кто из греческих ораторов был наиболее известен?

6. В чем заслуга Аристотеля?

7. Каковы особенности ораторского искусства Древнего Рима?

8. Что сделало Цицерона знаменитым оратором античности?

9. Почему традиции античной риторики оказались невостребованными в эпоху раннего средневековья?

Практическое задание 1

 

Письменное домашнее задание. Риторический анализ текста по предложенной схеме. Текст готовит преподаватель. Задание выполняется студентом в печатном виде на отдельном листе, подписывается, сдается для проверки. На семинаре студенту (по возможности) дается минута для высказывания общего впечатления о тексте (что понравилось-произвело наибольшее впечатление, что не понравилось и почему).

Схема:

I уровень – риторический анализ текста - формирует первоначальный ораторский опыт и умения, связанные с анализом текста-образца.

· Кто говорит/пишет (автор);

· Кому (адресат);

· О чем (тема высказывания);

· Что именно (основная мысль, или тезис);

· С какой целью (коммуникативное намерение);

· Как (стиль речи, языковые средства);

· Где (место общения);

· Когда (время речевого взаимодействия).

· Эффективность воздействия (на ваш взгляд).

Практическое задание 2.

Разработать каждой мини-группе, в соответствии с риторическим модусом, два выступления (2-3 минуты) «Быть молодым хорошо» и «Быть молодым трудно». Изобрести содержание, расположить, выбрать средства выразительности, продумать и обсудить зачин и финал. Выбрать двух ораторов.

Требования к речи:

1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты);

2) логичность, связность, обдуманность; содержательность, наличие средств выразительности, украшения речи. Оратор должен четко уяснить кому, зачем и что он будет говорить,

3) требования к исполнению - постараться убедить всех в своей точке зрения, быть эмоциональным, продемонстрировать присоединение к ценностям адресата, помнить о зрительном (и голосовом) контакте.

Слушатели оценивают всей учебной группой этос-пафос-логос речи:

Слушатели оценивают в баллах (лист оценивания в приложении):

- Сверхзадачу. Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание.

- Степень эмоционального воздействия.

- Содержательность и доказательность.

- Зрительное восприятие: внешний вид, мышечная свобода, жесты, мимика, движения.

- Слуховое восприятие: тембр, дикционная четкость, культура речи, богатство интонирования.

- Речевое взаимодействие: действенность выхода, зачин, захват и удержание внимания, учет аудитории, обратная связь.

Помните: у силия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными.

 

Занятие 1.3. Классический риторический канон и неориторика.

 

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

1. Повторить лекционный материал. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

 

Литература для подготовки:

2. Хазагеров ГГ. Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004. С.12-27.

3. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. М., 2003. С. 8-39.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Этапы классического риторического канона.

2. Законы современной общей риторики. Основные параметры адресата.

3. Типы аудитории.Эффект «обманутого ожидания» (Р.О. Якобсон)

4. Постулаты речевого общения: «максимы Грайса», «максимы Дж. Лича».

5. Типы ораторов: рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический, или художественно-образный. (С.Ф. Иванова «Специфика публичной речи»)

Работа по мини-группам.

Практическое задание 1:

Попробуйте объяснить:

Четыре стадии научения:

1. Неосознанное незнание

2. Осознанное незнание

3. Осознанное знание

4. Неосознанное знание

Попробуйте объяснить:

- Какое значение для оратора имеет владение навыками эффективного чтения?

- Ниже приведен графический вид дифференциального алгоритма эффективного чтения, объясните его (Рис.1)

- Что такое «поле восприятия»? Что такое непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание?

Рисунок 1.

1. Ключевые слова
 
Смысловые ряды.
 
3. Доминанта – значение.

Прочитайте, обсудите (не более 2 минут), сформулируйте краткую конкретную рекомендацию оратору: «При подготовке и произнесении речей, не забывай …..».

1. «Нельзя слишком многого желать от одной речи! Мысль, которая запечатлена в памяти, лучше пятидесяти, которые в одно ухо вошли, а в другое вышли. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем слабо воткнуть дюжину канцелярских кнопок, которые выскочат в течение часа».[2]

2. «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика говорит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива» (Лютер).

3. Свои большие парламентские речи Черчилль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важнейшие части речей заучивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

4. У. Черчилль, искушенный политик и прожженный парламентарий, в тех местах своих речей, где чувствовалась сла­бость аргументации, ставил на полях две буквы: S. L. (slower, louder – «мед­леннее, громче»).

5. «Оратору нужно гораздо больше строительного материала, чем впоследствии он употребит» «Самое трудное в собирательстве — это выбрасывание».

6. «С духовной пищей получается так же, как с едой: мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усваиваем». (Вальтер Винклер).

7. Гамильтон: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстают тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

8. История XVI столетия: один меценат, наблюдая за Микельанджело, когда тот тщательно обрабатывал детали своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи»! На что художник ответил: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут мелочи, а совершенство то, в чем мелочей нет».

 

Индивидуальное домашнее задание 1:

Изучите схему «Композиционное построение речи», представленную в пособии Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой «Риторика и культура речи» (Ростов-на-Дону,2005, стр.315-316).

Кратко сформулируйте ответы на вопросы:

- Какова задача каждой композиционной части выступления?

- Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?

- Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

- Попробуйте прокомментировать рисунок, подготовив связное, цельное, краткое выступление.

 

Антонова Ю.А.

журнал "Филологический класс",

выпуск №24, 2010 г.

 

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы[3].

 

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.

 

 

Работа по мини-группам.

Ответьте на вопросы, обсудите ответы в группе, выполните практическое задание № 2.

1. Перечислите основные правила логического построения речи. В чем заключается их значимость?

2. Назовите логические законы, используемые в риторике. Каково их содержание?

3. Что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают.

 

Практическое задание 1.

Произнесите одну и ту же фразу, по-разному расставляя логические и риторические ударения. Сделайте вывод, как логическое ударение помогает выделить смысл.

- В воскресенье днем первокурсники пойдут в цирк.

- А ларчик просто открывался.

- От радости в зобу дыханье сперло.

- Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но, чтобы сделать, необходимо уметь, а умение дается только изучением техни­ки.

- Никаких обычаев у них нет. Какие у них обычаи!

Помните: распространенной ошибкой при выделении ударного слова в устной фразе является голосовой «нажим» на него. Ударение не следует понимать бу­квально, как механическое усиление интенсивности звучания. Выделить важ­ное по смыслу слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы, изменив ее основной мелодический строй и т. п [4].

Практическое задание № 2. Тренировка умения начинать и заканчивать выступление. Студентам раздаются карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Например: Дружба помогает жить.

 

Практическое индивидуальное задание 4. Информационное сообщение

Найти газетную статью аналитического характера. Приготовить извлечение из газетной статьи в виде ключе­вых слов и быть готовым воспроизвести устно собственными словами с по­мощью конспекта ключевых слов содержание статьи (пе­рефразирование).

Подготовьте два сообщения.

• Сокращаем статью (сжато, чем короче, тем лучше, вплоть до 2-3 пред­ложений!). Смысл статьи не должен ни меняться, ни искажаться.

• Расширяем статью, добавляя собственное мнение. Смысл статьи не должен ни меняться, ни искажаться.

Потренируйтесь дома. Если нет слушате­лей, Вы их себе представьте. Повторите эту миниатюр­ную речь в различных вариантах: один раз вслух, один раз про себя.

· Определите Вашу точку зрения на содержа­ние передовой статьи в газете: соответствует ли она ис­тине?

· Или Вы придерживаетесь другого мнения?

· Допол­ните приведенные факты, свяжите с другими фактами.

· Сформулируйте Ваш взгляд на проблему и обоснуйте его.

Раздел 2.

Занятие 2.4. Публичное выступление. Риторические жанры (виды ораторской речи).

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Важно усвоить, что риторический жанропределяется целью и условиями общения и ориентирован на предполагаемую реакцию адресата (Анисимова 2002: 236). Публичная речь охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры. Выступление на собрании, диспуте, митинге, научное сообщение, вузовская лекция, обвинительная или защитительная речи в суде, – все это разновидности публичной речи.

 

1. Повторить лекционный материал.

2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

3. Подготовиться в мини-группе к выполнению задания. Внимательно прочитать задание и памятку, определить тему речи и тезис, распределить роли.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие риторического жанра.

2. Виды речей по Аристотелю:

- Информационная речь.

- Эпидейктическая речь.

- Аргументирующая речь

3. Композиция и стиль публичной речи.

4. Способы привлечения и удержания внимания во время публичных выступлений.

5. Соотношение вербальной и невербальной коммуникации.

 

Литература для подготовки:

1. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов н/Д., 2004.

2. Анисимова, Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2002.

3. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: уч. пособие. – М, 2006.

4. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов н/Д, 1998.

5. Эффективная коммуникация: История, теория, практика. Словарь-справочник/ Отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. – М., 2003.

Интернет-ресурсы

6. В.И..Андреев Деловая риторика. // Студия «Аргумент» http://www.argument-studio.ru/

7. Иванова Публичная речь. // www.ritorika.igro.ru

8. Начало выступления. Правило семи секунд. См. Устинов Д. Постановка на публике// http://www.ustinow.ru/publication/public/index.html

 

 

Конкурс ораторского мастерства (задание для мини-группы).

Каждая группа перед выступлением сообщает тему и перед какой аудиторией оратор выступает, а после завершения выступления сообщает жанр и цель своего выступления.

Каждая группа:

- Выбирает тип речи,

- формулирует тезис речи,

- выбирает четырех ораторов (по одному от группы), которые, соответственно, произносят информационную, воодушевляющую, убеждающую, призывающую речь.

- выбирает одного человека в судейскую коллегию (ответственного за точное соблюдение требований жанра).

- выбирает имиджмейкера (ответственного за невербальную коммуникацию).

- выбирает редактора (ответственного за стиль и содержание речи).

- выбирает тайм-менеджера (ответственного за регламент).

- выбирает темы для каждой из речей.

- подбирает, располагает материал.

 

Памятка: Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления. Эмоциональность — важнейшее качество эффективного публичного выступления. Покажите аудитории, что то, о чем вы рассказываете, вас действительно беспокоит и вы хотите донести это волнение до слушателей. Следует также отметить, что эмоциональность оратора не должна быть чрезмерной, не должна перехлестывать через край. Эмоциональность оратора должна быть заметна аудитории, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила: «обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям». Оптимальный темп устной речи составляет около 120 слов в минуту. Утомляют слушателя и длинные паузы между отдельными фразами и словами. Слишком медленная речь лишена ораторской воли. Н. В. Гоголь писал о том, что ленивый и вялый голос как будто бы натаскивает клещами хомут на лошадь. Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью (И.А.Стернин). Любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом — то, что он сказал. В ораторе аудитория хочет, прежде всего, видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других.

Помните «правило семи секунд». Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену - семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис - впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале - вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты - и вся публика повернет к вам голову - «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать - что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните - выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

Три основных правила:

1.Никакой кухни!

Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений. Вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Хозяина.

В этом емком слове - Хозяин - заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.

· Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его уже имеете. (Древний афоризм.)

К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которое она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных