Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы риторического деления тезиса




Задание 1.

Прочитайте пример. Какой вывод можно сделать на его основании?

Тема: "Монументы возвышают дух народа" (Н.М. Карамзин). Тезис: «Обязанность общества — заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников; обязанность каждого патриота — посильное приношение на увековечение памяти предков».

Почему это так?

1) Потому что памятники напоминают о славных деяниях предков;

2) потому что они воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому;

3) потому что они рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных;

4) потому что они ободряют дух в годины народных бедствий.

Каждое из этих суждений становится основной мыслью в своей части.

Задание 2.

Составьте подтезисы, если определено:

Тема: «О пользе разведения комнатных цветов».

Аудитория: слушательницы курсов молодых хозяек (женщины в возрасте 18–27 лет): соглашатели, групповое общение, культурный уровень невысокий.

Задача: убедить аудиторию в том, что комнатное цветоводство — полезное и приятное занятие.

Сверхзадача: склонить женщин заняться цветоводством.

Тезис: Жителям городов, оторванным от природы, необходимо разводить комнатные цветы, так как это украшает жизнь и благотворно влияет на человека.

Задание 3.

Проведите деление тезиса по образцу.

В речи, обращенной к старшеклассникам и призывающей поступать именно в наш институт будем утверждать, что он дает самое лучшее образование.

Почему это так?

1……….

2……….

3………..

4………..

- Важно следить, чтобы каждая формулировка плана-конспекта была именно суждением, а не заголовком (назывным предложением) или вопросом.

- Все формулировки должны быть соразмерны, находиться в правильном соподчинении.

Задание № 4.

Администрация Центрального района проводит совещание с приглашением представителей общественности на тему: «Экологические проблемы Центрального района». Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.

 

1. О необходимости ликвидации автостоянки у Центрального рынка.

2. О загрязненности Волги в районе Центральной набережной.

3. О необходимости улучшения работы фонтанов на Центральной набережной и на проспекте Ленина.

4. О необходимости организации своевременной уборки мусора из дворов южной части района.

5. Об улучшении озеленения района.

6. О борьбе с загазованностью автотранспортом в районе.

7. О влиянии вредных выбросов предприятий соседних районов на экологическую ситуацию в Центральном районе.

8. О реконструкции Центральной набережной.

9. О недопустимости строительства моста через Волгу в Центральном районе.

10. О необходимости внесения изменений в экологическое законодательство России.

11. О необходимости увеличения финансирования экологических программ из госбюджета.

12. О необходимости организации своевременной уборки и полива улиц и дорог в районе.

 

Задание № 5.

 

Прочитайте предлагаемые риторические тексты. Определите задачу каждого текста. Выделите тезис в каждом случае.

1. Есть язык народа как показатель его культуры и есть язык отдельного человека как показатель личных качеств — качеств человека, который пользуется языком народа. Обычно мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно. Но язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке; не будьте самовлюбленным болтуном. Язык человека — это его мировоззрение, его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)

2. Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота — движениям. Если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается "комплекс неполноценности", а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем лучшее, — доброту. Простота, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». (Д.С. Лихачев)

Задание № 6.

Прочитайте текст, вычлените тезис. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите выступающему отредактировать текст. Что вы можете сказать о его типе мышления.

Ученику в школе задали по биологии описать герань.

– Что можно сказать об этой герани? Герань — это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растет в горшке на окне. Считается, что герань — символ мещанства. Потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ — это условный знак, выражающий какую-то идею. Считается, что герань символизирует идею мещанства. Мещанство! Это отвратительная штука. Это мерзость! Мещанин — это человек с мелкими, куцыми интересами собственника. М. Горький изобличал мещан! Вспомним его «Песню о Соколе»! Уж — это символ мещанства. «Рожденный ползать — летать не может!»

Контрольные вопросы:

1. Какие две стадии выделяются в составе этапа изобретения содержания речи?

2. 2. Из каких операций складывается формирование замысла предстоящего выступления?

3. 3. Назовите критерии, которые следует учитывать при выборе темы для будущей речи.

4. 4. Какие приемы помогут оратору сформулировать интересное название выступления?

5. Что такое тезис, подтезис?

6. Сколько частей необходимо иметь в речи, чтобы можно было утверждать, что тезис полностью раскрыт?

7. Какие требования к подготовке речи поэтически описал Н.Буало:

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите.

Но только замысел у вас в уме готов -

Все нужные слова придут на первый зов.

 

 

Выполнение домашнего самостоятельного задания п о теме «Инвенция». Задание выполняется дома и сдается в письменном виде преподавателю. На каждую тему - по два студента.

- 3..Продумать и представить тезис, определить подтезисы.

- 4..Продумать и записать аргументы и контраргументы.

В зависимости от выбранной темы, подобрать аргументы к логосу, пафосу, этосу.

- 4..Продемонстрировать умение выразить собственное отношение к теме высказывания.

- 5..Сформулировать вывод.

Темы для подготовки:

1. Опасности купания в озерах.

2. Реклама обманывает вас.

3. Как выбирать профессию.

4. Как следует изучать историю (математику, физику…)

5. Новая система выпускных экзаменов.

6. Образованный человек — полезный человек.

7. Импортные лекарства на нашем прилавке.

8. Собака — мой друг.

9. О пользе восьмичасового сна.

10. Курсы секретарей-референтов для старшеклассников.

 

 

Занятие 3.2. Диспозиция

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

- Повторите материалы лекции и рекомендованную учебную литературу.

- Выполните задания.

Вопросы для подготовки:

 

1. Понятие композиции и деятельность оратора при построении речи. Требования к речи.

2. Общие правила построения выступления.

3. Задачи вступления и заключения, приемы их конструирования. Разновидности вступлений и заключений. Прямое и косвенное вступление.

4. Способы развертывания основной части высказывания.

4.Специальные средства выразительности речи: тропы и фигуры.

5. Уместность речи: функциональный, официально-деловой, научный, художественный, разговорный стиль.

6. «Фактор края».

7. Меморио и акцио – как запомнить и как произнести.

Литература для подготовки:

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М, 2006.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Как построить свою речь: Что такое композиция речи; Составные элементы композиции; Недостатки композиции // Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н / Д., 1995. С. 268-270, 273-289.

2.2. Хазагеров Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика. М., 1999.

2. 3. Как знаменитые ораторы готовились к выступлению// Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…: Пер. с англ. Мн., 1990. С. 294-311, 373-404.

4…Львов М. Р. Расположение материала // Львов М. Р. Риторика. М., 1995. С.35-45.

 

Домашнее задание.

Задание 1.

Охарактеризуйте приемы построения вступления:

В учебнике Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой приводится следующая литературная иллюстрация: герой романа Александра Крона «Бессонница», ученый-биолог, готовит выступление экологической проблематики на международном научном симпозиуме в Париже. Идея о том, как построить не дававшееся ему начало речи, приходит в голову героя в небольшом кафе при разглядывании туристического путеводителя по Парижу, где содержатся сведения о гербе города - изображении кораблика c латинской надписью, обозначающей "колеблется, но не тонет", посреди бушующих волн. И ученый начинает свое выступление со слов: «Есть что-то знаменательное в том, что одна из первых международных встреч, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите "fluctuat nec merqitur" - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…»

 

Задание 2. Заполните таблицу:

 

Стиль Функция Сфера применения Специфические черты
Официально-деловой      
Научный      
Публицистический      
Художественный      
Разговорный      

 

Ясность – прежде всего доступность материала для слушателей. Ясность достигается четкой композицией, убедительностью аргументов, простотой и эмоциональностью языка.

Простота – это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее, добиться того, чтобы люди не могли не понять тебя.

Краткость (еще Цицерон утверждал, что «величайшее достоинство оратора – не только сказать, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».

Какие еще требования к качеству речи существуют?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных