Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дмитрием Устиновым, психологом, ведущим тренингов по риторике, ораторскому мастерству, психологии влияния.




Опубликовано "The Moscow Times" в номере от 7-9 сентября 2012 г. (англ. "Leadership 101: Learning to Talk Like Putin").

 

- Почему Владимир Путин привлекателен как оратор? В чем главный секрет его мастерства?

Я могу дать экспертную оценку, как психолог и специалист, более 20 лет занимающийся темой публичной речи, риторикой и обучающими тренингами, оценку речи Путина с точки зрения ораторского мастерства. Полагаю, что если бы сейчас делался рейтинг президентов как ораторов, то Путин бы в 3-ку лучших ораторов смело вошел бы. По моей оценке, туда бы вошли еще Обама и Саркози (если на время забыть, что один из них уже бывший). В речи всегда есть два кита, две главных составляющих – форма и содержание. Содержание – это «что» говориться, форма – это «как» говориться. Так вот, можно сказать, что «секретом» Путина является сбалансированное и умелое сочетание этих составляющих. У него не выпадает и не является слабым ни один из значимых элементов, из которых эти форма и содержание состоят.

К примеру, энергетика речи нашего главного слуги народа, с одной стороны сдержанная, но, с другой, достаточная по силе и не вялая, что нередко бывает у публичных людей. Такое сочетание силы и сдержанности производит убедительное впечатление на людей – есть и внутренняя сила, есть и авторитетное достоинство. Для сравнения, энергетика Жириновского хотя и сильная, но зашкаливающая по эмоциональной амплитуде, и у многих ассоциируется с клоунадой и производит эпатирующее или протестное впечатление. Владение голосом у Путина также на хорошем уровне – ровный, твердый, на грудных резонаторах, приятная (по крайней мере, для политика) тембровая окраска. К технике речи также сложно придраться. Четкое строение фраз. Выделение силой голоса опорных слов. Умелое владение паузами. Практически чистая, с минимумом мусорных слов, речь. Хороший контакт глаз с публикой или камерой. Из несомненных сильных сторон также можно отметить уверенность и быстрое мышление в ситуации повышенного внимания и стресса, чем обладают далеко не все ораторы.

К владению содержанием у президента относится также и умение мыслить на публике, импровизировать в речи, говорить без бумажки, отвечать на любые, даже трудные, вопросы (и далеко не все из них являются домашними заготовками). Путин демонстрирует также такие ораторские навыки, относящиеся к содержанию, как креативность, быстроту реакции, развитое ассоциативное мышление, даже остроумие – его «перлы» известны и уже вошли в историю. И список этих речевых элементов и параметров, которые грамотно используются президентом, можно продолжать. Поэтому, вроде бы не обладая какой-то одним гениальным или просто выдающимся качеством в речи, за счет сочетания всех составляющих и параметров, речь Путина воспринимается как убедительная, сильная и влиятельная.

Подобное грамотное сочетание говорит о том, что президент умеет учиться и делает это с помощью хороших специалистов по речи и влиянию. Это подтверждает и тот факт, что за время своего появления в большой политике его речь сильно изменилась в лучшую сторону. Кто из читателей был внимателен, наверняка заметил, что в году 99-м и около наш президент говорил тихим, немного робким голосом, не слишком успешно скрывал волнение, бегал глазами, не отрывался от бумажки и т.д., теперь же он вполне достойно представляет страну.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

 

http://www.ustinow.ru/publication/sila_koncentracii/index.html

Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.

Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

Методика Мюнстерберга:

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг

урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять

шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта

кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь

юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр

ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонт

ованияж.

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).

Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.

Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка результатов.

Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

http://www.ustinow.ru/publication/sila_koncentracii/index.html

· Упражнение «Рефлексивное чтение». Вы когда-нибудь контролировали собственный процесс чтения?

Замечали, что часто пробегаете глазами по строчкам, но мысли где-то уже далеко, уже думают о чем-то постороннем? Внимание - вещь капризная, а особенно при слабой концентрации человек постоянно отвлекается, и даже потом уже не может вспомнить, о чем он читал. КПД такого чтения, понятно, невелико. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором, всех деталей и нюансов - разумеется, если это не газета для скорочтения и не бульварно-детективное чтиво для убийства времени. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на непустом материале, на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубину.

Упражнение заключается в том, чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель. Читайте в удобном темпе, не ставьте рекордов, а ставьте задачу вдуматься во все смыслы и нюансы. Одновременно - часть внимания на саморефлексии. Заметили, что отвлекаетесь - включаете волевые качества и вновь направляете луч внимания на главную задачу. Упражнение напоминает упражнение с секундной стрелкой, только вместо того, чем интересна стрелка - ищете, чем интересен текст. Если вам будет хватать волевых качеств и концентрированное и рефлексивное чтение войдет в привычку, вы сможете в любом тексте видеть больше, чем видят обычные читатели, воспринимающие книги вполглаза, как развлечение в метро.

· Упражнение «Разведчик». Прочитайте абзац текста в незнакомой книге.

И попробуйте воспроизвести на память слово в слово. Сразу вряд ли это получиться. Поэтому желательно тренироваться, добиваясь дословного воспроизведения сначала первого предложения. Потом двух первых предложений. Потом трех. И так далее. При этом каждый раз необходимо брать новый абзац текста, иначе это упражнение потеряет свой первоначальный смысл. Отличный уровень - дословное воспроизведение с первого просмотра текста из пяти-шести предложений. Тогда с вами можно будет пойти в разведку.

· Упражнение «Абырвалг».

Возьмите простые слова из двух слогов и переворачивайте их вслух: буква - авкуб, шапка - акпаш, кошка - акшок, солнце - ецнлос, башня - яншаб, какао - оакак. Разумеется, не читать, а мысленно переворачивать и сразу произносить за счет оперативной памяти. Если простые слова переворачивать получается, можно переходить к более сложным из трех слогов: килограмм, каламбур, бракодел, бабушка, гармония. Ну, и самые сложные слова уже на грани выполнения: барабанщик, бутерброд, спекуляция, гардемарин, безобразие, понедельник. В эту игру интересно играть с детьми - как соревнование, кто быстрее справиться?

· Упражнение «Бронированный колпак». Представляете вокруг себя прозрачный, но очень прочный бронированный колпак.

Он виртуальный, но через него вас никто не может побеспокоить и отвлечь - броня колпака отражает все внешние факторы. А вы в нем в это время занимаетесь своим делом, вниманием полностью погрузившись в процесс - и ничто снаружи не может вас потревожить. Актуально для работы в офисе, где много шумов и отвлекающих факторов. Или дома, за чтением книги, особенно, когда кто-то рядом готовит ужин, смотрит телевизор или слушает радио.

· Упражнение «Сверхвнимание». Полезное упражнение, когда занимаетесь делом. Прикажите себе мысленно - «сверхвнимание включено!» По этой команде представляете яркий луч внимания, который направлен на объект или дело, которым вы сейчас занимаетесь - читаете, беседуете, делаете покупки, моете посуду, починяете примус. По этой команде вы полностью сосредотачиваетесь на объекте или своем деле, задействуя весь ресурс произвольной концентрации внимания, то есть силу воли. Делайте необходимое дело с включением повышенной концентрации внимания, пока сами себе не отмените команду, ведь в режиме «турбо» постоянно находиться невозможно. Когда дело закончено или уже сочтете нужным, просто командуете себе - «сверхвнимание выключено!» и переходите в обычный режим. Полезно включать сверхвнимание на ответственных событиях - встречах, переговорах, собеседованиях и т.д. Тогда наше сознание и подсознание фиксирует всю информацию вплоть до мелких деталей. Как известно, в бизнесе, как и в общении - мелочей нет!

Наше внимание и интерес автоматически привлекает все новое, неожиданное, нестандартное, неизвестное.

· Суть метода в том, чтобы научиться постоянно держать искренний интерес к объекту с помощью новых интригующих вопросов-крючков для внимания. С помощью этих вопросов задействуется не только сила воли (или произвольная концентрация), но и стимулирующая интерес интрига - то есть непроизвольная концентрация внимания. Это непростой, но очень творческий прием на управление своим вниманием, требующий некоторой душевной работы. Если вы освоите этот метод, вы станете настоящим хозяином своей концентрации внимания!

· Предлагаем серию упражнений для развития этого мастерства - на разных объектах внимания.

· Упражнение «Изучение предмета». Подойдет любой простой предмет: ручка, карандаш, зажигалка, ножницы. Задача - изучить его, как будто видишь впервые, все время заинтересовывая себя новыми деталями в этом предмете. Ищите новые и новые вопросы. Как это устроено? Почему такая форма? Из каких сделано материалов? Какая у него фактура? Какой он на ощупь? Как это работает? Что находится внутри? Для чего это может еще пригодиться? Как это еще можно использовать? Если вы могли поддерживать искренний интерес в течение 5 минут - это хороший результат.

· Упражнение «Пламя свечи». Действительно, на огонь человек, как известно, может смотреть бесконечно долго, потому что пламя костра, камина, свечи постоянно меняет свою форму - на пламя смотреть интересно. Однако это глазами, а мыслями человек уже через минуту бывает очень далеко - в своих мечтах, образах, думах. В этом упражнении необходимо не только смотреть, но и думать о самом пламени, помогая своему вниманию крючками. Как изменяется форма пламени? Какие фигуры пламени чаще повторяются? Есть ли какая-либо закономерность? Где пламя светлее, где темнее? Что происходит с фитилем? Как изменяется воск в районе фитиля? И так далее. Контрольное время 10 минут.

· Упражнение «Монета». Не секрет, что нумизматы любят и лелеют свою коллекцию. А за что? За что их любить, эти старые, истертые, почерневшие кругляши с неровными краями? Ведь гораздо лучше выглядят новенькие банкноты? Очевидно, что нумизматы умеют видеть больше, чем открывается невнимательному глазу. Они умеют за монетой увидеть целую жизнь. И даже жизнь людей и целой эпохи. Найдите старинную монету и понаблюдайте ее в течении нескольких минут. Интригуйте свой интерес внутренними вопросами.

· Как ее изготовили? Что изобразили на ее сторонах? Почему изобразили именно эти рисунки и надписи? Какие люди жили в ее эпоху? Много она для них означала или мало? Что можно было на нее купить? Кто держал ее в руках? Сколько у нее было владельцев? Чем эти люди жили? Как они были одеты? Сможете ли вы разглядеть некоторые тайны этой монеты?

· Упражнение «Смогу ли быстрее?». Это упражнение хорошо сочетать с рутинными или трудными делами, которые не хочется делать. Например, мыть посуду, наводить порядок, делать однообразную или скучную работу. Заинтересуйте себя соревнованием самим с собой на время. Смогу ли я делать это быстрее, чем раньше? Заметьте время и скомандуйте на старт, внимание, марш. Все время стимулируйте себя соревнованием - сделать быстрее, чем раньше.

· Упражнение «Промежуточная цель». Любая длинная дорога состоит из конечного количества шагов. Каждый раз, опять же при рутинной или трудной работе, ставьте реально достижимую за короткий промежуток времени цель. И ставьте задачу достигнуть эту промежуточную цель как можно быстрее и качественнее. По принципу - а слабо мне? И мотивируйте, поощряйте себя каким-либо призом за достижение этой цели! Хотя бы отдыхом.

· Упражнение «Прогулка». Это упражнение имеет прямое отношение к упомянутому выше «объему внимания». Удобно выполнять во время прогулки по парку или по любимой улице. Вы идете и осознанно наблюдаете тремя главными каналами восприятия окружающий мир. Задача следующая. Постоянно переключать фокус внимания по трем ключевым опорам - «вижу, слышу, ощущаю». Вижу, слышу, ощущаю. Вижу - несколько секунд с повышенным вниманием отмечаете все, что попадает в поле зрения. Люди навстречу, асфальтовая дорожка, лужи, деревья, облака, дом вдали. Слышу - переводите фокус внимания на слух. Что именно слышу? Голоса, шум автомобилей, ветер в листве, чириканье воробьев. Ощущаю - прикосновение одежды к телу, неровности дорожки ногами, ветерок по лицу, сердце стучит, хорошее настроение. Сканируете фокусом внимания по всем трем каналам восприятия, просто наслаждайтесь чувствами и через некоторое время попробуйте соединить их вместе - то есть воспринимать информацию по всем каналам практически одновременно. Если хотя бы фрагментарно получается чувствовать все вместе, объемно, это неплохой результат.

 

Приложение 11.

Правила произнесения ораторской речи, разработанные А.Г.Волковым и опубликованные в его книге «Язык как система знаков», изданной в 1966 г.

АНКЕТА ОЦЕНКИ КУРСА [8]

 

1. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные стороны курса?
 
 
 
 
 
2. В чем, на ваш взгляд, состоят слабые стороны курса?
 
 
 
 
3. Что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить в данном курсе? (способ подачи материала, дополнительные темы и т.д.)
 
 
 
 
4. Оцените по 5-бальной шкале темы, изучавшиеся в рамках курса:  
 
Возникновение и историческое развитие риторики.          
Виды красноречия. Политическая риторика.          
Инвенция: замысел речи.          
Диспозиция: структура речи.          
Элокуция: риторически фигуры.          
Меморио. Акцио: запоминание и произнесение.          
Риторика и искусство спора.          
           
5. Оцените курс по следующим предложенным параметрам:
 
Актуальность          
Информационная насыщенность          
Методы обучения          
Профессионализм преподавателя          
Раздаточные материалы          
Семинарские занятия          
  6. Ваши пожелания преподавателю:
 
 
 

 

 

Учебное издание

 

РИТОРИКА

Б.1 ДВ.2

 

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 081100.00 Государственное и муниципальное управление

 

 

Составитель Севостьянова Елена Васильевна

 

Издается в авторской редакции

 

ИД № 06318 от 26.11.01.

Подписано в печать_._.13. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. __. Тираж 100 экз. Заказ.

 

Издательство Читинского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права».

672000, г. Чита, ул. Анохина, 56.

 


[1] Н.И.Андреев. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика: Учебное пособие. 2009.

[2] Х.Лиммерман http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lemm/02.php

[3] Б.Г. Бобылев. Практикум по риторике. Орел. 2002. http://www.studfiles.ru/dir/cat11/subj1472/file16798/view157532/page3.html

[4] Алексеева В.О. Ораторское искусство: Учеб. Пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.

 

[5] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. МПСИ. 2004.

 

[6] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. МПСИ. 2004. Стр 22-24.

 

[7] Е.В.Клюев. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол-классик, 2002.

[8] Зотова Т.А. Этика делового общения. 2007. Ростов на Дону.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных