Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 10. Основы техники речи судебного оратора.




Формируемые компетенции:

1) способность анализировать публичные выступления по вербальным и невербальным составляющим ораторского мастерства;

2) способность строить устную речь;

3) способность совершенствовать свою речь посредством риторических упражнений.

Риторическая разминка:

– отработка поз говорящего и слушателя;

– ролевая игра (моделированные ситуации).

Ораторика:

– эссе по афоризму;

– риторический диалог.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональные значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость) и процесс их воспитания.

2. Основы техники речи. Упражнения на развитие основных качеств техники речи.

3. Качества фонационного дыхания.

4. Интонации и паузы (логические, психологические) в публичной судебной речи.

5. Ораторские приемы воздействия на аудиторию и их допустимость

 

Практические задания (работа в группах)

 

1. Считая умение оратора поддерживать внимание слушателей искусственными приемами одним из важнейших условий успеха, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде» (в параграфе «О внимании слушателей») показал семь таких приемов:

Первый прием – прямое требование внимания от слушателей.

Второй прием – пауза.

Третий прием заключается в употреблении – надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, – вставных предложений.

Четвертый прием – риторическая фигура apostrophe – обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

«…Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой – самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту … удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание. Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии».

Первый прием П. Сергеич иллюстрировал тонким советом Аристотеля: «Не упустите случая сказать: я просил бы вас обратить внимание на это соображение; оно гораздо важнее для вас, чем для меня».

Проиллюстрируйте другие приемы, в том числе примерами из собственной ораторской практики. Попробуйте добавить к этим приемам свои.

 

 

Задание на дом:

1. Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки. Иногда у них возникает своеобразное заикание, особенно во времядлинной и очень эмоциональной речи (например: п-простите, по-пожалуйста; д-дня через два; шла кр-кровь, п/представляете, какой ужас!) Хотя возможно, что вследствие неспокойного состояния оратор бывает вынужден повторить начатое слово или звук, чтобы выиграть время для подготовки содержания следующего блока высказывания.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте рекомендации по их избежанию.

Подготовьте выступление с презентацией «Имидж судебного оратора». Включите в публичное выступление элементы ораторской самопрезентации. Подготовьтесь к разбору публичных выступлений (чужих и собственного).

 

 

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Ростов-н/Д., 2008.

2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

3. Москвин В.П.. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. – Ростов н/Д., 2008.

4. Петров О.В. Основы судебного красноречия. – М., 2007.

5. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие. – М., 2009.*

6. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика: Уч.-метод. пособие. – М.: РАП, 2007. *

7. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде. – Тула, 2000.

Дополнительная

1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. – М., 2007. *

2. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

3. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

5. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.

6. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. – М., 2009.

7. Стернин И.А. Практическая риторика. Уч. пособие для студ. вузов. – М., 2008.

8. Тесликова Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов: Учебно-методическое пособие. – М., 2010.

9. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

1. http://www. orator.ru

2. http://www. zhestov.net






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных