Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретический аспект




Согласно определению российского исследователя Рыбаковского Л.Л., миграцией населения считается «любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности».[6] Таким же образом в данной работе будет пониматься термин «мобильность населения». Тем не менее, следует оговориться, что в мировой практике, в частности, в практике ООН, «мобильность – это свобода <менять место жительства>, а миграция – реализация этой свободы».[7]

Классические теории не выделяли миграцию как особый феномен и не рассматривали миграционные процессы в качестве отдельного направления исследований. В рамках теории международных отношений миграция населения серьезно не рассматривалась вплоть до конца XX века. Впервые миграционные процессы начали изучаться в рамках экономики и социологии.

Первым, кто занялся рассмотрением феномена миграции как таковой, была Чикагская школа. Такие ее представители, как У. Томас и Ф. Знанецкий первыми в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920)[8] попытались описать и проанализировать процесс миграции, а также объяснить, какие последствия этот процесс имеет как для общества, так и для индивида. [9] В своей работе авторы среди причин миграции выделяют, в качестве основных, следующие: экономические причины (поиск более приемлемых условий труда и жизни), техническое усовершенствование морского транспорта, возможность миграции как таковая (относительная открытость границ), религиозные и культурные преследования.[10] И хотя их работа – это существенный вклад в исследование миграций с точки зрения социологии, она не дает ответ на те вызовы, с которым столкнулся современный Европейский Союз.

В экономической сфере темой основных исследований миграционные процессы впервые стали только в неоклассических теориях. В рамках неоклассической теории экономики выделяются три основные черты:[11]

· Методологический индивидуализм. Подразумевает, что деятельность индивидов и их решения определяется взаимодействием с другими индивидами. Это приводит исследователей к необходимости анализировать поведение индивидов.

· Личностная утилитарная онтология. Подразумевается, что индивиды стремятся увеличить собственную полезность. Люди заинтересованы в собственном продвижении на рынке труда с целью достижения благосостояния.

· Всеобъемлющая концепция рациональности. Подразумевается, что для достижения максимального благосостояния, индивид будет действовать рационально.

Эти три черты неоклассической экономики закладываются в основу исследования миграции. Исходя из принципов экономики, можно предположить, что индивид будет мигрировать с целью повышения собственного благосостояния, если издержки на переселение окупятся полученными выгодами.

В течение 20 века в теории международных отношений не наблюдалось активной научной деятельности, связанной с миграционными процессами. Активное переселение мигрантов воспринималось как данность. И даже после Второй Мировой войны, когда резко увеличился поток мигрантов и беженцев, ученые и исследователи не придавали ключевого значения миграционным процессам в международных отношениях.

Тем не менее, интерес к проблеме миграции встал именно тогда, когда миграция стала проблемой. Имеются в виду столкновения между коренным населением и прибывшими из-за границы. Особенно живо проблема инокультурных групп в том или ином сообществе с точки зрения миграции стала обсуждаться в начале 21 века, а именно, после 11 сентября 2001 года. С начала 21 века доминирующей моделью, описывающей миграционные процессы, стала модель Самюэла Хантингтона «столкновение цивилизаций».[12] Концепция подразумевает, что «миграция, культура и этничность оказались взаимосвязанными, а порождаемый миграцией конфликт рассматривается как следствие увеличения числа культур внутри одной страны».[13],[14] Однако, если применять эту концепцию к ЕС, придется столкнуться с противоречием. С одной стороны, налицо различия в культуре стран-членов Союза. Это приводит к определенным столкновениям интересов, как например, страх французов перед «польскими медсестрами и слесарями»[15], которые заполонят рынок труда. С другой стороны, видна явная культурная близость, поскольку проблемы, связанные с мигрантами не из Восточной Европы, пестрят на газетных заголовках в Западной Европе, а проблемы, затрагивающие миграцию и интеграцию приезжих из третьих стран.

Одной из последних по времени создания теорий миграции является синтетическая теория, созданная на базе системного подхода, американского ученого Д. Массея. «Суть теории заключается в том, что миграция выступает как естественное следствие широких процессов социальной, политической и экономической интеграции».[16] Тем самым, подтверждается точка зрения, что изучение миграции носит междисциплинарный характер. Причем, междисциплинарный характер изучение этого феномена приобрело лишь в 20 веке, когда не только экономические, но и социальные последствия миграции стали все больше сказываться на политической и социальной ситуации во многих странах мира. Таким образом, миграцию можно назвать «одной из форм межрегиональных экономических отношений»,[17] равно как и явлением, ставшим «одним из основных факторов социальных преобразований в глобализующемся мире».[18]

Для полноценного изучения миграционных теории подходит изучение с точки зрения теории международных отношений, тем не менее, используя методы экономики и социологии. Два направления взаимодополняют друг друга и восполняют недостатки. Когда миграционные процессы рассматриваются методом экономической науки, в исследовании не учитываются социальные связи, влияющие на решения мигрантов.[19] В исследовании же с использованием социологических методов не хватает системности и четкой экономической методологии.

Рассмотрение с теоретической точки зрения миграции в ЕС вызывает определенные споры не только в методологии. Можно рассматривать европейскую миграцию с двух основных позиций:

· Как миграцию между суверенными странами-членами ЕС.

· Как миграцию внутри единого пространства организации, приближенной по своей структуре к конфедерации

Все вышеуказанные теории и концепции придерживаются идеи миграции, как перемещения лиц между границами национальных государств, хоть зачастую и с размытым суверенитетом (Марк Симон). В то же время, позиции «Европейский Союз как единое пространство» придерживается отечественный ученый Павлов К.В. Он утверждает, что «хозяйственные отношения (а как следствие и другие отношения) между странами-членами ЕС все более напоминают хозяйственные отношения между разными регионами внутри одной страны».[20] В целом, экономическая теория миграции заключается в предположении, что мигранты пытаются увеличить свою прибыль за счет смены места жительства. Тем самым, из возможных полученных выгод вычитаются издержки на саму миграцию (переселение) и остается чистая выгода.[21]

В данной работе миграционные процессы ЕС будут рассматриваться как процессы в рамках объединения, близкого по своим характеристикам к конфедерации. Как следствие, будут рассматриваться те институты, которые обеспечивают контроль миграционных потоков, а также вырабатывают (или имеют возможность в будущем вырабатывать) единую внутриевропейскую миграционную политику.

Виды миграции

Согласно классификации ООН, в первую очередь выделяется международная и внутренняя миграция. В целом же, исследователи миграционных процессов (в частности такие европейские исследователи, как Н. Диез Гардиа и К. Пичелманн) выделяют такие категории миграции, как:[22]

· Трудовая миграция. Под трудовой миграцией подразумевается смена места жительства в поисках более прибыльной работы.

· Воссоединение семей трудовых мигрантов. Переезд членов семей и ближайших родственников (дети, супруги, родители) к уже переехавшим мигрантам.

· Миграция беженцев. Прием мигрантов, которые покинули свою страну в силу независящих от них обстоятельств (гонения, нестабильность в государстве или война).

· Нелегальная миграция. Миграция лиц, не имеющих право на въезд в страну (без необходимых документов).

Помимо вышеназванных, выделяют еще и такие категории, как постколониальная миграция, этническая, контрактная.[23]

Однако для целей данной работы автор выделяет три типа миграции, характерные для современного Европейского Союза:

· Трудовая миграция

· Воссоединение семей трудовых мигрантов

· Студенческая мобильность

Особым пунктом можно отметить туризм, как весьма массовый миграционный феномен современности. Но, поскольку он является краткосрочным (туристы редко задерживаются в одной стране больше чем на месяц), то рассматриваться в данной работе не будет.

Для Европейского Союза не характерна миграция беженцев и нелегальная миграция. Это скорее свойственно миграции из третьих стран. В понимании Организации Объединенных Наций «беженец» – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [24]. Для ЕС не свойственны конфликты, ведущие к потере жилья, вынужденному перемещению в другую страну, а основополагающие документы Союза закрепляют приверженность правам и свободам человека.

Так же для миграции внутри Европейского Союза не может быть свойственна нелегальная миграция, т.к. Лиссабонский договор (как наиболее поздний пример) закрепляет право свободного передвижения лиц в пределах Союза. Если же мы рассматриваем нелегальных мигрантов в том или ином государстве ЕС, то они могли попасть в него только через внешние границы данного государства или через внешние границы другого государства-члена ЕС. Как следствие, такое проникновение относится на счет миграции из третьих стран, и в данной работе не рассматривается, т.к. является предметом отдельного исследования.

Трудовая миграция

Трудовая миграция является основной категорией миграции. Большая часть тех, кто меняет постоянное место жительство, меняет его для улучшения условий жизни и поиска новой, более высокооплачиваемой работы. В конце 20 века на трудовую миграцию приходилась большая часть миграции в рамках ЕС.

В 1990е годы около 18% всех трудовых мигрантов в ЕС приходилось на граждан из других стран-участниц.[25] Больше всего трудовых мигрантов находилось в Люксембурге (до 70% от общего числа иммигрантов в стране), Бельгии (40%) и Ирландии (30%).[26] Однако, с учетом того, что речь идет только о 15 странах-членах, среди которых и так существовали тесные связи и предпосылки для миграции трудового населения, данные не показательны. К 2004 году трудовая миграция уступила миграции, связанной с воссоединением семей. Как и мигранты из третьих стран (10 из которых теперь стали странами-членами), так и из стран-участниц ЕС стремились перевезти свою семью на новое место жительство.

Однако следует оговориться, что на трудовую миграцию после 2004 года влиял тот факт, что в соглашения о вступлении в Евросоюз новых стран была выключена формула «2+3+2». Она подразумевала, что границы для трудовых мигрантов новых стран-членов будут открыты не сразу, а по прошествии определенного времени. При этом, сразу же открыли свои границы Великобритания, Ирландия и Швеция.[27] Бельгия, Франция, Дания, Италия, Нидерланды и Люксембург сняли свои ограничения на въезд в течение первых двух лет, а Греция, Португалия, Испания и Финляндия – в конце второй (трехлетней) фазы.[28] Германия и Австрия приняли решение о введении полного семилетнего переходного периода.[29]Меры были приняты для того, чтобы не дать жителям Восточных стран-членов в большом количестве мигрировать в Западную Европу, поскольку было подсчитано и спрогнозировано, что ожидается резкое увеличение миграции. По самым оптимистичным прогнозам, перемещение лиц из Восточной в Западную Европу должно было увеличиться на 1%, по самым пессимистичным – от 3% до 4,5%.[30] Тем не менее, прогнозы не оправдались. В первые годы после вступления новых членов количество мигрировавших составило только 0,2% от численности 15 старых стран-членов.[31] Согласно таблице, представленной ниже, доля мигрантов из стран ЕС-10 (новые члены ЕС), была относительна мала в доле иммигрантов.

Доля иностранцев в постоянном трудоспособном населении ЕС, 2005.[32]

Однако вовсе не стоит считать миграцию из других стран ЕС малосущественной. Согласно данным ирландского специалиста, Хуберта Криегера, порядка 2% рабочих в странах ЕС – рабочие из других стран-членов (то есть каждый 50-й рабочий), ежегодный поток населения трудоспособного возраста в рамках ЕС составляет 0,5% от всего населения, а количество рабочих из 12 новых стран-членов, проживающих в 15 старых странах-членах насчитывает около 3 миллионов человек, или 1,1% трудоспособного населения этих стран (по данным за 2007 год).[33]

В Ирландии доля рабочих мигрантов из 26 стран ЕС составила 5,4% всего населения, в Австрии и Великобритании – 1,3%, в Германии и Люксембурге – от 0,8% до 0,9%.[34] И хотя доля рабочих из других стран ЕС невелика, по сравнению с трудовыми мигрантами из третьих стран, нельзя совсем не учитывать их при создании миграционной политики Евросоюза.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных