Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического 4 страница




2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной мо-' делью объекта (точнее — предметом исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект "внешне" вза­имодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения первой группы методов являются дан­ные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, со-стояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельнос­ти и др.

Результат применения теоретических методов представлен зна­нием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символи-ческой или пространственно-схематической.

Наконец, интерпретационно-описательные методы — это "место встречи" результатов применения теоретических и эксперименталь­ных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработ­ке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемы­ми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в тер­минах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпиричес­кая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.

Будем считать теоретическими методами психологического ис­следования: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедук-тивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстракт­ного к конкретному. Результат — теория, закон и др.; 2) индуктив­ный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Ре-42

зультат— индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода анало-гий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и\ил и доступный для исследования. Результат— модель объекта, про­цесса, состояния.

От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой фи­лософской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в лич­ностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора кон­цепции.

Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемле­мые, с личной точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объ­единяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опро­вержения) при эмпирическом исследовании.

Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.

В первом случае исследователь хочет выявить структуру отдель­ной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позво­ляет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сход­стве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественно-на­учном психологическом исследовании. Во втором случае по сходст­ву структур модели и образа исследователь судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распро­странен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т.д.

Естественно, структура психической реальности другого челове­ка нам не дана. Но субъект имеет собственную реальность, поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М.С.Роговина и Г.В.Залевского на включение метода моделирования в число герме­невтических методов.Следует, наверное, отделить теоретическую мо­дель психической реальности как таковой (например, психика — "те-


лефонная станция") от субъективной модели психической реальнос­ти конкретного другого человека, которая есть "чистое пережива­ние". Сходство психических процессов — не сходство научных ме­тодов.

Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследова­нии. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владе­ние этими методами предопределяет успех научной программы. Осо­бенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А.Ганзена, хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.

Рассмотрим еще одну классификацию психологических эмпири­ческих методов. В предыдущей главе была приведена классифика­ция, которая разделяла методы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность — пассив­ность; наличие средств — непосредственность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность.

В психологии важное значение имеет интерпретация и понима­ние поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смыс­ле противоположен процессу измерения. При измерении мы макси­мально стремимся объективировать результачы исследования, а ис­пользуя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем пове­дение испытуемого в своих личных смысловых единицах.

Удобно располагать все психологические эмпирические методы вдвухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфи­ческих признака психологического исследования. Первый— нали­чие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследо­вателем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно макси­мально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблю­дении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй— объ­ективированность или субъективированность процедуры. Крайни­ми вариантами являются тестирование (или измерение) и "чистое" понимание поведения другого человека путем вчувствования, эм-патии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но "внутренние" (в смысле Л.С. Выгот­ского) — личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т.д. Средства, которые исследователь ис-

пользует в измерении, — внешние (приборы, тесты и т.д.). Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно назвать и по-другому. Первый образуетесь: "два субъ­екта — один субъект" или "внешний" диалог — "внутренний" диа­лог. Второй образуетесь: "внешние" средства — "внутренние" сред­ства или "измерение — интерпретация".

В квадратах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.

Наблюдение

Психологический эксперимент с этой точки зрения является ме­тодом, в котором взаимодействие с испытуемым сочетается с объек­тивной регистрацией его поведения.

В разд. 2.4 будут проанализированы особенности неэксперимен­тальных эмпирических методов психологического исследования. К их числу относятся наблюдение, беседа и "архивный метод" (он же — анализ поведения и продуктов деятельности).

2.4. Неэкспериментальные психологические методы

Наблюдение

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяет­ся с конца XIX в. в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX в. — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение


имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментато­ра нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем са­мым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого иссле­дования и широко применяется в этнопсихологии, психологии раз­вития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных за­висимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обоб­щенной картины поведения индивидалибо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному пла­ну. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведе­ния (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимен­та или корреляционного исследования (о них речь пойдет в гл. 5).

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение. В первом слу­чае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все осо­бенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на опреде­ленные параметры поведения или типы поведенческих актов, на­пример фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.д.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с исполь­зованием наблюдательных приборов и средств фиксации результа­тов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в про­цессе наблюдения либо отсроченно. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность ре­гистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Пове­дение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если на­блюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может ком­петентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдате­ля проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении но­вых и сложных задач, а также входе групповой деятельности. В не­которых случаях, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.)

внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предпо­лагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ре­бенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые зна­ют о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или эки­пажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена ко­торой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отно­шение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюде­ние, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скры­ваются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуля­ций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", кото­рый очень часто использовали зарубежные и отечественные психо­техники в 20—30-х годах нашего века.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следу­ющих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблю­дения (ситуации — объект — время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Исследователь может на­блюдать: 1) речевые акты (содержание, последовательность, часто­ту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (переме-


щения и неподвижные состояния людей, дисшнцшо между ними, скорость и направление движений и пр.); 4) физические воздейст­вия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главная проблема регистрации результатов наблюдения — кате­горизация поведенческих актов и параметров поведения. Помимо этого наблюдатель должен уметь точно устанавливать отличие по по­веденческому акту одной категории от другой.

Соблюдение операциональной валидности при проведении ис­следования методом наблюдения всегда вызывает наибольшие слож­ности. Влияние субъекта исследования — наблюдателя, его индиви­дуально-психологических особенностей также чрезвычайно велико. При такой фиксации поведения наблюдаемых индивидов можно избежать субъективной оценки, используя (если это позволяют ус­ловия) средства регистрации (аудио- или видеозапись). Но ее нель­зя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации ре­зультатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки "обрабатываются"; вычисляется коэффициент согласован­ности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспер­тов.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он ус­тает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные измене­ния, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выде­ляет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценива­ется по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необ­ходимо исследовать естественное поведение без вмешательства изв-

не всшуацию, ко1да нужно получить цслосжую картину происхо­дящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной про­цедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспе­риментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важ­нейшей дополнительной информацией для исследователя. Не слу­чайно величайшие естествоиспытатели, такие, как Ч.Дарвин, В.Гум-больт, И.П.Павлов, К.Лоренц, и многие другие считали метод на­блюдения главым источником научных фактов.

Беседа

Беседа — специфичный для психологии метод исследования че­ловеческого поведения, так как в других естественных науках ком­муникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявля­ет психологические особенности другого, называется методом бесе­ды. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представите­лей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру экс­перимента на первом этапе, когда исследователь собирает первич­ную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивиру­ет и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" — интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консуль­тации или психологического тренинга.

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследо­ватель выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент.


Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, алучше — ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если за­пись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный кон­такт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и ви­деозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если за­пись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать ре­чевую информацию.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интер­вью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его при­менения —социология. Поэтому по традиции его относят к социо­логическим и социально-психологическим методам.

В.Гуд и П.Хетт определяют интервью как "псевдобеседу": иссле­дователь все время должен помнить, что он — исследователь, не упус­кать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверитель­ный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к со­держанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Есть масса кон­кретных методических рекомендаций по поводу построения и про­ведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответст­вующей социологической и социально-психологической литературе.

В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса. Второй вид — заочный опрос, анкеты ("открытые" или "закрытые"). Они предназначены для самостоятельного запол­нения испытуемым, без участия исследователя. Психологи часто об­ращаются к заочному опросу в своей исследовательской практике. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф.Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уро­вень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и оп­росил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже ан­кеты широко стали использоваться в психологии развития и психо­логии личности, в социальной психологии.

Но анкетирование трудно отнести к собственно психологичес­ким исследовательским методам. Информация, получаемая с по­мощью анкеты, является декларативной и не может считаться на­дежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуе­мого влияют неосознаваемая мотивация и установки. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности, при проведении социально-психоло­гических исследований.

"Архивный метод"

В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не изме­ряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализи­рует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продук­ты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечест­венные психологи используют другой термин для обозначения это­го метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов дея­тельности", или праксиметрический метод.

Исследователь может проводить исследование текстов, предмет­ных продуктов деятельности с различными целями. По целям и кон­кретным приемам реализации "архивного метода" выделяют его раз­новидности.

Широкое распространение в психологии личности, психоэтогии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути од­ной личности или группы людей.

К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наи­более разработанных и строгих методов анализа документов. Иссле­дователь выделяет единицы содержания и квантифицирует получен­ные данные. Этот метод широко распространен не только в психо­логии, ной в других социальных науках. Особенно часто он исполь­зуется в политической психологии, психологии рекламы и комму­никации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной мо­нографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каж­дая единица рассматривается в контексте более общей структуры.


Существует несколько способов обработки данных контент-ана-лиза. Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появле­ния тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются "коэф­фициенты неустойчивости" встречаемости, или "удельные веса" тех или иных единиц. Второй тип анализа — построение матриц совмест­ных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, на­пример, регистрируются частоты независимой встречаемости еди­ниц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теорети­ческая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единица од ном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) ве­роятностью их встречи дает информацию о неслучайности или слу­чайности их появления в текстах.

Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости раз­ных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Ос-гудом и широко распространена в психологии коммуникации и про­паганды.

Контент-анализ используется при анализе результатов примене­ния прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на гро­моздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; дан­ные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Контент-анализ в последние годы приобрел "второе дыхание" в связи с развитием психосемантикн, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.

Анализ продуктов деятельности — метод, широко распространен­ный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является од­ним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (ши­зофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изме­няется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельнос­ти больного представлен вкнигеА.Р.Лурии "Потерянный и возвра-

щенный мир". Все изложение построено на основе изучения и ин­терпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

Проективный метод является методом "промежуточным" по свое­му статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологи­ческого теста. Испытуемому дается инструкция выполнить опреде­ленное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действия­ми, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последо­вательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продук­тов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л.Френ-ка(1939), проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фи­гура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпрета­ции результатов других проективных тестов. К их числу можно от­нести ТАТ, тест Розенцвейга, тест "чернильных пятен", анализ по­черка и т.д.

Все проективные тесты сближает набор признаков:

1) неопределенность материала или инструкции к заданию;

2) "открытость" множества потенциальных ответов — принима­ются все реакции испытуемого;

3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного от­ношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тес­тами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназна­чил тест "чернильных пятен" для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проектив­ных тестов рассмотрены в известной монографии Е.Т.Соколовой "Проективные методы исследования личности" (1980).

Литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Нау­ка, 1977. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.


Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо­логии. М.: Наука, 1984.

РоговинМ.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологи­ческого и патопсихологического исследования. М., 1988.

Вопросы

1. Какие личностные качества отличают психолога-эксперимен­татора от психолога-практика (по Р.Кеттелу)?

2. В чем особенности "понимающей" и экспериментальной пси­хологии?

3. Какую классификацию методов психологического исследова­ния предложил Б.Г.Ананьев?

4. Каковы причины типичных ошибок наблюдения?

5. Почему беседа может считаться специфически психологичес­ким методом исследования?

ГЛАВА 3

ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Содержание. Психологический эксперимент как совместная дея­тельность испытуемого и экспериментатора. Социально-психологи­ческие аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния лич­ности испытуемого на эксперимент. Норма эксперимента. Инструк­ция. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Описание экспе­риментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экс­периментатора. Рекомендации по организации экспериментально­го общения.

Основные понятия. Мотивация испытуемого, "эффект фасада", "эффект плацебо", "эффект Хотторна", метод обмана, метод "пла-цебо вслепую" (двойной слепой опыт), скрытый эксперимент, пост­экспериментальное интервью, норма эксперимента, "эффект Пиг­малиона", испытуемый-доброволец, тип ситуации, эмоциональная поддержка, контроль поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных