Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4 Процедура и основные характеристики психологического 8 страница




В психологическом эксперименте может применяться самая раз­нообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следу-етлишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для иссле­дования тестами.

К сожалению, в России не налажен выпуск аппаратуры для про­ведения психологических экспериментальных исследований. Нет стандарта оборудования экспериментальных лабораторий. Выпуск тестовых методик также не удовлятворяет потребности исследова­телей и практиков. Поэтому основная аппаратура либо изготавлива­ется самостоятельно, кустарным способом, либо, если это возмож­но (преимущественно в психофизиологических исследованиях), ис­пользуется медицинское оборудование и аппаратура для биофизи­ческих и психофизиологических исследований.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависи­мую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внеш­ней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомен­дуют многочисленные техники контроля внешних переменных (бо­лее подробно об этом см. разд. 4.5).


Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних перемен­ных вы должны контролировать в эксперимен ге, какие возможнос­ти предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) вы­бирают максимально простые экспериментальные планы. Для про­верки сложных гипотез, требующих управления несколькими неза­висимыми переменными и\или учета многихдополнительных пере­менных, используют соответствующие планы.

[.Исследователь может проводить эксперимент при участии одно­го испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого! (single-subject research). Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простей­шими являются планы для двух групп (основная и контрольная). Если необходим более усложненный контроль, применяются планы для нескольких групп. Другой вариант, часто используемый в пси­хологии, — факторные планы. Они используются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных на одну за­висимую. При этом независимые переменные могут иметь несколь­ко уровней интенсивности. Простейшие факторные планы типа 2х2 или 2х2х2 предполагают использование двух и соответственно трех независимых переменных с двумя уровнями градации.

Существуют и более сложные экспериментальные планы.

Процессуальная классификация планов для исследования связи двух переменных создана Д.Кэмпбеллом. Основными являются: про­стой план для двух групп с предварительным тестированием (тест — воздействие — ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация — воздействие — тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов.

В случае если план истинного эксперимента реализовать невоз­можно или не нужно, исследователь применяет один из квазиэкспе­риментальных планов.

Ц^Ц)тбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю сово­купность потенциальных испытуемых, которые могут быть объек­тами данного психологического исследования, обозначают какпо- пуляцию^ или генеральную совокупность.)Множество людей или жи­вотных, принимающих участие в исследовании, называютвыборкой_^ Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представ-

лять (репрезентировав) генеральную совокупность, поскольку вы­воды, получаемые в эксперименте, распространяю! ся на всех чле­нов популяции), а не только на представителей этой выборки. Л» ^^ Выбор популяции зависит от целей исследования. Специалист по ^'j психогенетике выбирает в качестве испытуемых моно- и дизигот-ных близнецов, а также их родителей, дедушек и бабушек^ Меди­цинский психолог при изучении агрессивного поведения улиц с син­дромом посттравматического стресса исследует выборку ветеранов афганской войны. Исследователь закономерностей оперантного на­учения проводит эксперименты на выборке крыс. J V!_Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоя­нием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными инди­видуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности^ Для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать ре­альными участниками исследования^Техника рандомизации состо­ит в том, что всем представителям совокупности присваивается ин­декс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандоми­зации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную ран­домизированную выборку.

Ъ Одно из требований к выборке — репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную со­вокупность, основные типы потенциальных испытуемых, сущест­вующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распре­делены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными. Существует множество конкретных приемов, которые будут рассмотрены вразд. 4.4.

Кроме того, исследователь распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учи­тывать во)\южные эффекты последовательности, дифференцирован­ного переноса и др.

7 [Проведение эксперимента является,-ечевидне^ наиболее ответ­ственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей кэкспериментированию]Лю-бой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведе­нием эксперимента^ ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию10н варьирует


независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), прово­дит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испыту­емого.

Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по оконча­нии эксперимента (постэкспериментальное интервью).

Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимен­та.

а. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит эксперимен­тальное помещение и оборудование. Если это необходимо, прово­дится несколько пробных опытов для отладки процедуры экспери­мента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение ин­струкции. И.А.Бутенко считает, что она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В ин­струкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее про­веряют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5—10 испытуемых.

б. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в экс­перименте. Это может быть денежная оплата (характерно для аме­риканской и бывшей советской психологии), информация о своих способностях и личностных чертах, помощь в решении личных про­блем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства ис­пытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание мо­жет флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особеннос­тей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых ком­ментариев.

в. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособ­ности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в экс­перименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чащ»- всего именно ассистент ве­дет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемо­го и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внима­ние ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутин-

ных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Пробле­ме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXEL).

В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за учас­тие в исследовании.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и ин­терпретация результатов — следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии плани­рования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экс­периментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразу­ется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или раз­личии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых пере­менных; в) о статистической связи независимых и зависимых пере­менных; г) о структуре латентных переменных (относится к корре­ляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о до­стоверности сходств и различий результатов контрольных и экспе­риментальных групп.

Существуют "привязки" определенных методов обработки резуль­татов к экспериментальным планам. Для оценки различий данных, полученных при применении плана для двух групп, используют кри­терии: t, х2 и F. Факторные планы требуют применения дисперси­онного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друге дру­гом.

Су шествуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: "Statistica", "Stadia", "Statgraphics", "SyStat", SPSS, SAS, BMDP. Все пакеты де­лятся на виды: 1) специализированные пакеты; 2) пакеты общего назначения и 3) неполные пакеты общего назначения. Для исследо­вателей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные ста­тистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики

4 Экспериментальная психологи; 97


и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается до­кументацией. По мнению экспертов, наилучший вариант докумен­тации у пакета SPSS. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программ­ную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Stadia", "Мезозавр", "Эвриста".

9. Выводы», интерпретация результатов завершают исследова-тельский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависи­мости между переменными: "Если А, то В".

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий аргумент (но не единственный) в пользу принятия экс­периментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выво­ды с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и результата­ми предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос:

можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или же опровержением той или иной тео­рии. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он скло­нен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить ре­зультаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популя­ции и т.д.

10. Конечным продуктом исследования являются научный от­чет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного жур­нала.

Существуют определенные требования к оформлению рукопис­ной научной работы, наглядному представлению результатов и струк­туре изложения. (Представление результатов исследования рассмат­ривается в гл. 7.)

Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы его проведения: формули­ровка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методи­ки и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание планадля кон­троля переменных, проведение эксперимента, обработка и интер­претация результатов, подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надеж­ностью, а результаты исследования в соответствующей форме пред-

ставлены на суд научной общественности. Ибо исследователь, как гласит старая поговорка, — это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллег.

4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент

Понятие "идеальный эксперимент" ввел в употребление Г.Кэп-пел. Идеальный эксперимент предполагает изменение эксперимен­татором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизмен­ными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность ис­пытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), воз­можность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого яв­ляется проведение всех экспериментальных воздействий одновре­менно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором из­меняются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реаль­ному выражается в такой его характеристике, как внутренняя ва-лидность (validity) — достоверность результатов, которую обеспечи­вает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутрен­няя валидность характеризует меру влияния на изменение зависи­мой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой переменной не­контролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя ва­лидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для повышения влия­ния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения


и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внут­ренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента (близко к "безупречному эксперименту").

Не все переменные, влияющие на результат исследования, мож­но учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые на­рушают внутреннюю валидность, называют "побочными". К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие "валидность". Обратимся к системе отношений "эксперимент — теория — реаль­ность". На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конеч­ном счете и проверяется в эксперименте. Методики и план экспери­мента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Напри­мер, в эксперименте по научению резкий звук зуммера использует­ся как эквивалент "наказания" за ошибку, поэтому возникает со­мнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперимен­те мы должны максимально учесть, устранить и т.д. влияние побоч­ных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя ва­лидность тем выше, чем больше вероятность того, что эксперимен­тальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изме­нением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Экс­перимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в ре­альности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экс­периментальной процедуры реальности характеризует внешнюю ва­лидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в экспери­менте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валид-ности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней — переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности тео­рии реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно — конструктную валидность. Конструктная валидность выра­жает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т.е. в структуру следует ввести четвертую составляющую — ин­терпретацию: теория — эксперимент — интерпретация — реальность.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и эксперимен­тального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом, внутренняя валидность определяется достовер­ностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изу­чаемой причины и следствия (отношение эксперимент— интерпре­тация), а Конструктная валидность — правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных экспе­римента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывай ия альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными, а установление конструкт-ной валидности — альтернативных интерпретаций соотношения при­чины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен: 1) выяв­лять временную последовательность предполагаемых причины и следствия; 2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимо­связаны (ковариантны); 3) исключать влияние побочных перемен­ных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эф­фект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических кон­структах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему:

Внутренняя валидность является непременным условием любо­го эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, на­рушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборка.


1. Селекция — неэквивалентность групп по составу, которая вы­зывает систематическую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе "крайних" показателей (иначе — корреляция из-за неоднородности группы).

3. Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испы­туемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4. Естественное развитие — изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями:

изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств ин­дивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).

Вторая группа—побочные переменные, влияние которых приво­дит к следующим эффектам:

1. Эффект "истории" — конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием, помимо экс­периментального воздействия.

2. Эффект тестирования — влияние предварительного тестирова­ния на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность — определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т.е. надежность теста;

именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмп-белла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; ис­тории (разные истории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внут­ренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспери­ментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эф­фектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит, и др.

4.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного соответствия"

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеаль­ного, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как "внешняя валид­ность" психологического эксперимента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полу­ченные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации,

послужившей "первообразом" для эксперимента. Кроме того, внеш­няя валидность характеризует возможность обобщения, переноса ре­зультатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных си­туаций, к которым принадлежит "первообразная", и налюбые другие.

Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жиз­ненным ситуациям, а служатлишьдля проверки гипотез, источни­ком которых является развитая теория. В развитых науках стремят­ся избегать "прямого замыкания" экспериментальный результат — реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например, в экс­периментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов не соответствует никакой жизненной реальнос­ти. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Поэтому многостраничные рас­суждения такого солидного автора, как Готтсданкер, по поводу "экс­периментов полного соответствия" или "экспериментов, улучшаю­щих реальность", кажутся надуманными и архаичными.

Но нельзя отрицать значение "внешней валидности "для экспе­римента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не "передовой" край психологической теории.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика экс­перимента, определяющая возможность переноса (обобщения) ре­зультатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следстви­ем двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его "перво­образной" жизненной ситуации ("репрезентативность" эксперимен­та); 2) типичности самой "первообразной" ситуации для реальности ("репрезентативность" ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентатив­ной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участ­вует в эксперименте, или является редкой и нетипичной.

Внешняя валидность, как определяет ее Готтсданкер, влияет прежде всего на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента, по сравнению с экспериментом полного соответствия. Для достижения высокой внешней валидности нуж­но, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным. Добавим, что он неверен, если источником гипотезы является реальность, обы-


денное знание, а не теория. Эксперимент, не соответствующий ре­альности, может обладать совершенной внутренней и операциональ­ной валидностью. Другое дело, что прямой перенос его результатов в реальность невозможен без учета влияния на зависимую перемен­ную помимо независимой и дополнительных переменных.

Очевидно, что достижение полной внешней валидности невоз­можно в принципе, поэтому любое "чистое" аналитическое иссле­дование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максимально учитывать влияние дополнительных переменных на экспериментальный эффект, так как неизвестно, когда будет постро­ена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется ис­пользовать на практике.

Заботу о внешней валидности эксперимента особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях: клинической психологии, педагогической и организационной психологии. Это понятно, ибо для решения своих повседневных задач им чаще при­ходится прибегать к постановке экспериментов, имитирующих ре­альность. По сути, историческая дискуссия сторонников лаборатор­ного эксперимента и "естественного эксперимента" была отраже­нием разного методического подхода специалистов, занимавшихся фундаментальной или прикладной психологией. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неуст­ранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валид­ностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью гене­рализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь эффекты, связанные с осо­бенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации. Кэмпбелл на­зывает главные причины нарушения внешней валидности:

1. Эффект тестирования —уменьшение или увеличение воспри­имчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под вли­янием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестирова­нию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезен­тативными.

2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию ис­пытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя пере­носить налиц, не принимавших участия в эксперименте; этими ли­цами является вся генеральная совокупность, кроме эксперименталь­ной выборки.

3. Взаимодействие факторов отбора и содержания эксперимен­тального воздействия. Их следствия — артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бес­следно и сказываются на появлении эффектов от последующих воз­действий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с учас­тием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естествен­ных наук.

На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экс­периментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р.Л.Соломон при проведении исследования школьников: предвари­тельное тестирование снижало эффективность обучения. Исследо­вание социальных установок показало, что предварительное тести­рование оказывало влияние на установки личности и ее подвержен­ность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ос­лабляло убеждающее воздействие фильмов.

Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тести­рования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные пла­ны с предварительно нетестируемыми группами.

Как уже отмечалось, "взаимодействие состава группы и воздей­ствия" связано с неслучайным участием испытуемых в эксперимен­те. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев "под­вергнуться воздействию" и отказ, негативная реакция тех, кто при­нудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуаль­но одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию до­стижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фак­тор "реакции на эксперимент". Еще раз отметим, что проблема внут­ренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и матема­тической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уро­вень их достоверности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных