Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приемы учебной работы




Навыки самообразования

Интерес, активность

Работоспособность

Профориентация


 


В процессе обучения создаются продукты различного ка­чества. Для их определения, анализа и измерения разрабо­таны различные критерии. Общую характеристику продук­тивности принято давать через уровни обучения (или усвое­ния) (дидактическая характеристика) и уровни познаватель­ной активности учащихся (психологическая характеристика). Первая из них указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая — на пути их достижения; обе харак­теристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Выделяются следующие уровни познавательной ак­тивности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависи­мости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько уп­рощенном виде.

I уровень — знакомства. Отличается способностью уча­
щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­
екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне
знакомства ограничено наиболее общими представлениями
об объекте изучения, а мышление — альтернативными суж­
дениями типа «да — нет», «или — или».

II уровень — репродукции. На этом уровне овладение
основными понятиями предмета происходит настолько, что
оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное
описание действия с объектом изучения, анализировать
различные действия и различные исходы.

III уровень — полноценные знания. На этом уровне де­
ятельность учащегося характеризуется умениями приме­
нять усвоенную информацию в практической сфере для ре­
шения некоторого класса задач и получения объективно но­
вой информации.

IVуровень — трансформации. Он характеризуется та­
ким овладением информацией, при котором учащийся смо­
жет решать задачи различных классов путем переноса усво­
енных знаний, умений, навыков.

В соответствии с названными уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-уме­ния) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что чело-


веку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-зна­комств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне пол­ноценных знаний-умений, а в некоторых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформа­цию (хотя бы по аналогии) на другие области (сферы). Про­блема выбора знаний для усвоения в средней общеобразо­вательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют прежде всего цели обучения, которые и должны быть четко определены (В.П. Беспалько).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных