Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип наглядности обучения




Это один из самых известных и интуитивно понятных прин­ципов обучения, использующийся с древнейших времен. Зако­номерное обоснование данного принципа получено сравнитель­но недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксиро­ванные научные закономерности: органы чувств человека обла­дают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствитель­ностью обладают органы зрения; пропускная способность кана­лов связи от рецепторов к центральной нервной системе раз­личная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акусти­ческого — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз


больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует шачительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое количество пра-нил, раскрывающих применение принципа наглядности. На­помним некоторые из них.

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда
предметов, представленных в натуре (на картинках или моде­
лях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание
того же ряда, представленного в словесной форме, устной или
письменной.

2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­
ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а
на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­
бенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, пред­
ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для
восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обоняни­
ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем
осязания.

4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — нагляд­
ность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­
щихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и аб­
страктные положения доходят до сознания учащихся легче,
когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и
образами; для раскрытия их необходимо использовать различ­
ные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллю­
страции, но и в качестве самостоятельного источника знаний
для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность
позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­
тельскую работу учащихся.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия
способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных
представлений об изучаемых предметах и явлениях.

8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систе­
матизированы и поставлены в отношение причины и следствия
независимо от порядка, в котором они наблюдались.

 

15 И. П. Подласый, кн. 1


9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с уча­
щимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а
затем — снова в целом.

10. Используйте различные виды наглядности, но не увле­
кайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­
сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

11. Используйте наглядность, активизируйте чувственный
опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления
конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися на­
глядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено
самими учащимися.

13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не зна­
ете; старательно готовьте наглядность к применению.

14. Научно обоснованно применяйте современные средства
наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды,
полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте тех­
ническими средствами обучения, методикой их использования.

15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащих­
ся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­
структивное творчество, интерес к учению.

16. Используйте наглядность как одно из средств связи с
жизнью.

17. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения
возможности использования наглядности расширяются: это
требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планиро- ;
вания и тщательной дозировки.

18. С возрастом учащихся предметная наглядность должна
все более уступать место символической; при этом предметом
особой заботы учителя должна быть адекватность понимания
сущности явления и его наглядного представления.

19. Помните, что наглядность — сильнодействующее сред­
ство, которое при невнимательном или неумелом использова­
нии может увести учащихся от решения главной задачи, под­
менить цель ярким средством.

20. При чрезмерном увлечении наглядностью она становит­
ся препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тор­
мозом развития абстрактного мышления, понимания сущности
общих и всеобщих закономерностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных