ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование диалогической установки как преодоление эгоцентризма и формирование доминанты на другом человеке (А.А.Ухтомский).Очень непростое дело – сформировать доминанту: нужен повседневный труд перемещения центра тяготения, выхода из скорлупы своей обособленности, своего эгоцентризма. В достижении этого очень помогает определенная организация жизни, особый уклад, организация быта. Люди, которые живут церковно (не только ходят в церковь по праздникам, а церковно живут) в своем доме, в обществе естественнее и легче формируют такую доминанту. Эта доминанта формируется и в повседневной деятельности. Если человек становится на путь диалога в своей практике – терапевтической или педагогической, работает так изо дня в день, то постепенно формируется диалогическая установка. Сначала надо поверить, что эта неповторимая индивидуальность есть у каждого человека. И одна эта вера в то, что у каждого человека есть свое лицо, свое призвание, – уже многое дает. Эта способность постепенно раскрывается. Но тогда возникает еще один вопрос, на который мы должны ответить. Если у нас доминанта на каком-то одном человеке и мы его очень любим, он для нас – «пуп земли», центр внимания, то бывает так, что мы других людей обходим, не замечаем. И возможна ли вообще доминанта на каждом другом? Л.: Мне кажется, если она невозможна на каждом, – она не будет возможна на единственном. Если любить одного человека и не любить людей вокруг, то это, наверное, не любовь. А.: Когда ты все сосредоточиваешь на одном человеке – это называется «эгоизм вдвоем». Доминанта же на другом – это какое-то особое качество. Чтобы можно было это понять, я нарисую схему, которая поясняет слова христианского подвижника Аввы Дорофея: окружность, от центра которой исходят радиусы. Расстояние между ними может быть большим, может быть бесконечно большим, а может все уменьшаться, в центральной же точке оно вообще исчезает. Преподобный Авва Дорофей объяснял этот образ так. Окружность – мир людей. Радиусы – отдельные люди. Середина круга – это Бог. Чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим. Чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга. Ухтомский говорил о внутреннем единении, к которому люди должны стремиться. В центре все люди сближаются, а по мере удаления от центра они друг от друга удаляются. Когда человек преодолел свой эгоцентризм, когда он находится в этой точке – он со всеми в единстве. И поэтому он к каждому относится как к самому себе и каждого видит в его сути. А чем дальше от центра, чем больше он в себе – тем дальше он от других. В основе всего лежит то, что люди в сущности образуют единую природу. Все люди, если говорить на языке биологии, образуют один вид и являются только разновидностями друг друга. У всех есть кровеносная система, все созданы из одних атомов, молекул, одних и тех же веществ. Одна природа у всех людей, и все они только различаются по своим индивидуальностям, индивидуальным особенностям. Когда люди друг друга любят – они образуют один организм, одно существо, а чем меньше они друг друга любят и чем больше любят себя, тем больше они расходятся. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|