ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проявление диалога и единства со своим духовным «Я».Духовное «Я» проявляется также в голосе творческой интуиции. Когда художник реализует свой духовный замысел, интуиция ему подсказывает, что надо делать именно так. Однако художник может развиваться, слушая свой внутренний духовный голос, а может исходить из конъюнктуры, из запросов потребителя, и тогда он перестает быть настоящим художником. Мы уже говорили, что духовное «Я» проявляется в бескорыстной любви. О реальности этого духовного «Я» в человеке, о том, что оно сильнее и душевного, и физического, говорит нам сонм мучеников, людей, которые могли победить в себе мощный жизненный инстинкт самосохранения ради духовного. Примеры мученичества доказывают иерархию духовного, душевного и телесного. Большинство зрителей трагедий обычно радуются тому, что герой гибнет, но побеждает правда, побеждает высшее духовное начало. Это общечеловеческое свойство – признание доминирующей роли духовного в жизни человека. Ради этого живет человек. Нарисуем простейшую схему человека. Уже строение его тела являет собой символ. Руки открыты, распростерты в мир, человек открыт миру и людям. Такое строение выражает образ креста. Открытость миру и людям предполагает крестный путь, жертвенность, жертвенное начало. Вершиной человеческого тела является круг. Форма круга символизирует вечность. Мы говорили, что слово «человечность» – это «чело» – сознание, устремленное к вечности. Значит, уже в самой иерархии человеческого тела доминирует стремление к вечности. И тогда человек – человечен. Все остальное бесчеловечно. Когда психоанализ и некоторые другие современные течения в психологии перевертывают человека (голова внизу, а наверху – ноги), то получается рогатое существо. Если мы стоим на духовной точке зрения, то возглавлять жизнь человека должно духовное. Когда врач руководствуется принципом: «Человек ради здоровья», то и здоровье не достигается, потому что переворачивается и расстраивается нормальное строение естества. Гуманизм как идеология оказывается антигуманным, если он не признает господства духовного в человеке. Когда человек придерживается принципа: «Ничто человеческое мне не чуждо», поэтому я буду предаваться страстям и наслаждаться жизнью, тогда он утрачивает свое вечное достоинство. Родина человека – вечность. Его жизнь во времени должна исходить из того, что он рожден для вечности. И к ней в этой временной жизни должен готовить себя. Таким образом, мы ввели понятия духовное «Я» и наличное «Я». Человек может знать об этом своем духовном «Я» и находиться либо в единстве, согласии с ним, либо в противоречии. В первом случае он руководствуется голосом совести, голосом творческой интуиции, самоотверженной любви. Он находится в единстве и диалоге со своим духовным «Я». Во втором случае человек делает выбор в пользу не духовного, а наличного, в пользу своих желаний, которые идут в разрез с требованием духовного «Я». Понижение уровня духовной жизни ведет к психической деградации. И наоборот, когда человек поднимается над собой, делает трудный выбор в сторону победы духовного в себе, то он приближается к более высокому уровню жизни, обретает большую жизнеспособность. «Уровень жизни» здесь переосмысливается совершенно иначе. Полнота жизни увеличивается у человека, когда он делает выбор в сторону духовного в себе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|