Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ




О том, как важно внимательное выслушивание, видно из следующего примера. Один психолог начал свою работу в детском доме с того, что внимательно выслушивал всех сотрудников. Больше ничего он не делал: выслушивал, выслушивал, выслушивал. Неожиданно для него ему повышают зарплату, дают премию, благодарят и проявляют уважение. Он становится очень значимым человеком в коллективе. Оказывается, одно только выслушивание изменило душевное состояние сотрудников, и, соответственно – атмосферу в детском доме.

Психологическая помощь начинается обычно с выслушивания. Когда приходит пациент, его надо прежде всего выслушать – и как можно более полно. Само выслушивание не только облегчает состояние собеседника, но и способствует тому, что он становится добрее, мягче или сам выходит на новое решение своей проблемы, меняет свою прежнюю нравственную позицию. Почему это происходит?

Л.: Когда человек выговаривается, снимается стресс.

А.: Да, но почему при этом меняется нравственная установка? Здесь важно как слушать. Когда доброжелательно выслушиваешь человека, его настрой меняется на доброжелательный. В диалоге собеседник спонтанно учится ему же, диалогическому типу отношений. Человек понимает, что говорит нечто нехорошее в нравственном отношении, а слушают его доброжелательно. Значит, и для него возможно такое терпеливое отношение к другим людям, а не гневливое, не раздражительное. Допустим, к вам приходит человек и возмущается поведением своей жены. Как бы вы его слушали? С каким чувством? Сочувствовали бы вы этому человеку? Отрицательно оценивали бы его состояние? Какие могут тут быть позиции?

Т.: Надо видеть грань между сопереживанием и сочувствием. Важно сочувствовать, выдерживая принцип вненаходимости.

А.: Да, сочувствие, соболезнование важны. Но не должно быть вчувствования в негативное состояние собеседника. Слушая, нужно сочувствовать его потенциально здоровой личности, но не разделять нездоровой позиции вражды и злобы. Духовный контакт, как мы говорили, рождается раньше слова, и слово может возникнуть в этом единении. Если у нас есть духовный контакт, то та же мысль в нем тоже рождается. В собеседнике рождается правильная мысль и происходит нравственная переориентация. Общечеловеческое, верное не только во мне есть, но и в нем. У нас общение уже состоялось при том, что я молчу. Вот как важно выслушать в молчании.

Важно выслушивание при доминанте на собеседнике. Не заниматься при этом своими мыслями и переживаниями, а быть в ситуации этого человека. Но тогда можно увязнуть в его состоянии. Значит, здесь должна быть вненаходимость. А в чем она выражается?

Л.: Принимая человека, важно не принимать его отрицательное эмоциональное состояние.

А.: Да, не принимать, не разделять, не усиливать это состояние своим сочувствием. Сочувствия этому состоянию не должно быть. Сочувствовать надо человеку, а не его негативному состоянию. Иначе мы человеку не поможем, а только еще больше углубим его отрицательные переживания. Когда психолог работает в рамках гуманистической, эмпатийной психотерапии, ему положено сопереживать, выслушивать, входить в это состояние. И тут часто идет усиление негативных явлений, потому что предполагается безоценочное отношение. В данном же случае происходит оценивание ситуации. Оценивание с нравственной точки зрения: «Это отрицательное состояние. Я этому состоянию не сочувствую. Я в него не вхожу. Я его не поддерживаю. Я даже пропускаю его мимо ушей». Такая позиция особенно полезна с пациентами, которые часто выдают какие-то эмоции – протеста, раздражения. Такая же позиция полезна в семейных отношениях. Очень полезно иногда чего-то не видеть, как бы пропускать мимо ушей, не раздувать пожара, из мухи слона не делать. Нужно видеть в человеке главное, хорошее, здоровое начало, а плохого – не замечать. Уже этим можно очень помочь: быть во вненаходимости к отрицательному, дурному в человеке, понимать, что это – не он, что это внешнее, неистинное его «Я».

Если выработать сознательное отношение к своему наличному «Я», зная слабости, изъяны и дефекты собственного характера, нрава, наследственности и воспитания, то даже к своей болезни можно относиться как бы со стороны. К своему неврозу, к своему психозу можно встать в позицию вненаходимости. Вот я сейчас выдал скверную реакцию и не мог остановиться, «комплекс» у меня такой. Но все-таки, понимая, что это состояние болезненное, я могу легче и скорее его пережить, чем тогда, когда я в безысходном плену у этого состояния. Так же как мы можем к своей физической болезни относиться со стороны, дистанцироваться от боли, неприятных ощущений и жить полноценно, так же и от болезни души мы можем дистанцироваться, понимая, что нездорово всего лишь мое наличное «Я». И это поможет скорее и легче справиться с нездоровьем.

К своему наличному «Я» следует относиться как к материалу, данному от природы, от воспитания, от условий жизни, но понимать, что это еще не истинное «Я», не отождествляться со своим наличным «Я». Если я совершаю плохой поступок, то надо от него тоже дистанцироваться, понимая, что это – нехороший поступок. Но нельзя говорить, что я – плохой. Не нужно заниматься самобичеванием, потому что самобичеваниеэто не покаяние, это нездоровое состояние, которое ведет к унынию. Человек себя гложет, грызет: «Вот я – плохой», забывая, что «Я» не равно своему отрицательному наличному состоянию. И покаяние бывает тогда полнее и глубже, когда мы вполне познаем высоту своего человеческого призвания и достоинства, когда мы в себе осознаем духовное «Я» и то, что в нас живет образ Божий. Но до чего же мы не соответствуем Ему своим поведением, поступками, своими настроениями и мыслями! Это чувство рождается в меру осознания своего духовного достоинства.

Когда человек фиксируется на своих недостатках, дурных поступках, это ведет к чувству неполноценности, неврозу, апатии и т.д. Аномальным является и противоположное состояние, когда человек вполне собой доволен вследствие идентификации со своим идеализированным «Я».

В человеке есть идеализированное «Я», которое родители воспитали своими ожиданиями и оценками, когда желаемое принимается за действительное. Человек начинает верить, что он такой и есть. Он живет в иллюзорном мире, свою высокую самооценку принимает за реальность, и у него нет импульса к самосовершенствованию. Он мнит себя образцовым, считая, что другие его не понимают. В перспективе это тип «непризнанного гения». Итак, с одной стороны, аномальными является постоянное самобичевание, неуравновешенное чувством своего достоинства и призвания, а с другой стороны – идеализированное «Я», с которым человек себя идентифицирует, не видя своего несовершенства.

В психике человека действуют так называемые замкнутые механизмы, которые оберегают его от чувства тревоги, неуверенности, от душевных травм, сохраняя его самооценку.

 

Занятие 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных