Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способность к диалогу и направленность личности (на себя или на других) (Т.А.Флоренская).




Психология занимается в основном проблемами наличного «Я». Однако мы, говоря о наличном, душевном состоянии человека, будем всегда иметь в виду, что оно не фатально, но может быть изменено и преображено.

Поговорим об онтогенезе в плане тех сторон личности, которые связаны с нашей основной темой (диалогичностью и недиалогичностью). Первая исходная классификация людей была затронута в самом начале: по типу соотношения наличного «Я» и духовного «Я».

Чтобы понять человека, надо прежде всего выяснить, находится ли он в созвучии со своим духовным «Я», насколько он духовен. Это может быть религиозный человек, а может быть, он живет по совести, но не знает религиозного языка духовной жизни. Язык религии – это способ культивирования и развития духовной жизни. Церковь является школой духовного становления: таинства Церкви реально приобщают человека к Богу и выявляют в нем образ Божий. Такой человек находится в диалоге со своим духовным «Я». Но есть люди, которые пребывают в противоречии со своим духовным «Я», предпочитая то одно, то другое, и оно не является доминирующим в их личности. Наконец, для третьего типа характерен глубокий конфликт с духовным «Я»: оно оказывается вытесненным в подсознание; человек не знает его и не хочет о нем знать. Это может проявляться в агрессии по отношению ко всему духовному.

И первое, что нам надо почувствовать и понять, – в каком духовном состоянии находится человек. От этого зависят прогноз развития и изменения его личности.

Перейдем к другому типу классификации – на уровне наличного «Я». В советской психологии она была разработана в школе Л.И. Божович. Занимались этим В.Э. Чудновский, М.С. Неймарк, Л.С. Славина. Они исследовали направленность личности, т. е. проблему: что доминирует в человеке. Если доминируют мотивы самоутверждения, благополучия, личного успеха в ущерб другим – это будет эгоистическая направленность. Если доминируют мотивы помощи другим, познания, творчества – это общественная (и деловая) направленность.

Экспериментально такие типы личности исследовались на подростках. В чем это у них проявляется? (Данные можно соотносить и со взрослыми – картина аналогичная.) Подросток, у которого направленность на себя, занят своим успехом, своей внешностью, достижениями, но сам он – на первом месте. Это соответствует, по Ухтомскому, эгоцентрической, эгоистической доминанте. Тогда как направленность вовне характеризуется большим интересом к другим людям – они на первом месте. Собственные интересы, свое «Я» и свой успех играют второстепенную, подчиненную роль.

Оказывается, что подростки, у которых направленность эгоистическая, менее благополучны в своем психическом развитии. Они делают все для себя: своего успеха, своих достижений, а получается, что живут себе во вред. С такими подростками меньше дружат. Они хотят быть признанными, любимыми, но оказывается, что они меньше любимы. Возникает парадоксальная ситуация: чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он оказывается удовлетворенным. Такие подростки стремятся занимать ведущие роли в коллективе, но работать, как правило, не умеют. Они больше стремятся командовать, чем делать дело. Если их не выбирали на руководящие должности, они считали, что к ним несправедливы, что их не любят и у них враги. А подростки другого типа, наоборот, не стремились к этим должностным вершинам, но их больше любили и если не выбирали, то они оказывались неформальными лидерами в классе, к ним больше прислушивались, они были более благополучными в своем эмоциональном состоянии. Подростки первого типа чувствовали неудовлетворенность, им всегда недоставало любви, признания, а подростки с общественной и деловой направленностью были удовлетворены своим положением в коллективе. Среди подростков эгоистической направленности было много проявлений так называемого аффекта неадекватности. Он проявляется прежде всего завышенным уровнем притязаний. Подростки претендуют на большее, чем на самом деле могут сделать. Претензии превышают их реальные возможности. Их потребность в признании, уважении и успехе настолько сильна, что они желаемое принимают за действительное и склонны браться за более трудные задачи, чем те, которые могут решить. В эксперименте им предъявлялась серия из девяти задачек с возрастающей степенью трудности и предлагалось выбрать для решения те задачи, которые они смогут решить. Такие подростки выбирали самые трудные задачи и, как правило, их не решали. И когда они сталкивались со своей неспособностью решить, то обвиняли экспериментатора, говорили, что задача неправильная, что они умеют решать, но не хотят, и, наконец хлопали дверью и, расстроенные, уходили. Это типичное проявление «аффекта неадекватности»: во всем, что у них не получается, виноват кто-то другой.

Подростки с общественной и деловой направленностью обычно выбирали средние по трудности задачи. Если решали их, то выбирали потруднее, если не решали, выбирали полегче. У них обнаруживались адекватный уровень притязаний и адекватное поведение. Но если они не решали задачку, то им было интересно, почему она не решается. Они могли прийти на второй день предложить новое решение. У них направленностьна сам процесс преодоления трудностей, а не на оценку результата. Значит, им важно не мнение о себе, важно не казаться, а быть. У подростков с общественной и деловой направленностью нет аффекта неадекватности.

Общественная направленность очень непроста. Есть подростки, которые сознательно ориентированы как бы на других, а их неосознаваемая мотивация, т.е. то, что ими движет, может быть, наоборот, эгоистичной. Это выявлялось в экспериментальной ситуации, когда подросток говорил: «Я буду работать в пользу коллектива». Выбирал это решение, а сам, не осознавая того, работал в свою пользу. Существует специальная методика, которая выявляет эту неосознанную направленность. У такого подростка – конфликтная структура личности: он сознательно альтруистичен, а бессознательно эгоистичен. И происходит разлад в душе между сознательными намерениями и реально действующей эгоистической мотивацией. С таким типом личности часто приходится иметь дело невропатологу, психиатру – с человеком, который внутренне раздвоен. В перспективе это может вырасти в ханжеский тип личности: человек внешне добродетелен, призывает служить человечеству, быть благородным, честным и порядочным, а сам в глубине души эгоистичен. Высокая мораль служит его самоудовлетворению и социальной адаптации, но внутренний конфликт ведет к невротическому формированию личности. Наивный эгоист сознательно живет для себя, и в этом смысле он целен. На уровне своего наличного «Я» он такой душевный здоровяк. Но и это здоровье до времени, пока он не вступит в конфликт со своим духовным «Я». Однако на каком-то этапе он относительно законсервирован в своем эгоистическом благополучии. А человек с раздвоенной направленностью изначально психически неблагополучен. Прогноз будет зависеть от соотношения его наличного «Я» с духовным «Я». Такой человек может пойти на преодоление своего неосознаваемого глубинного эгоизма, который он рано или поздно может увидеть в себе. Осознание своей греховности – покаяние – очень непростая вещь. Не случайно есть молитва: «Господи, даруй мне зрети моя (мои) согрешения». Увидеть в себе свои пороки, свои изъяны – это дар. Такой дар развивается постепенно в той мере, в какой мы желаем быть честными и правдивыми по отношению к себе. Можно быть альтруистами, благородными людьми, исполнять все церковные обряды – и оказаться глубокими эгоистами, если нет честности по отношению к себе. Но если мы этот эгоизм все-таки увидим – а он так или иначе в каждом сидит в той или иной мере, – то у нас есть возможность с Божией помощью его преодолевать. Все мы заражены первородным грехом, и в нашей природе этот грех есть, но нужно видеть его и не идеализировать себя. Раздвоение происходит потому, что люди отождествляют себя со своим идеализированным «Я», не осознавая своего реального «Я».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных