Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преодоление монологичности воспитанников (эгоизма, эгоцентризма и аутизма) посредством диалога.




Мы с вами познакомились с тремя разновидностями монологичности человека: эгоизм, эгоцентризм и аутизм. Если рассмотреть и другие виды патологии, то можно увидеть, что они так или иначе связаны с тем, что человек отгорожен, лишен доброкачественной способности общения, диалогизма. Отсюда, естественно, вытекает вывод, что диалогичность – это норма развития человека. Если у подростка ведущей является направленность на себя, то с этим сопряжена целая система патологических качеств: эффект неадекватности, обидчивость, неудовлетворенность.

Сопоставляя характеристики личности, описанные у разных авторов, я пришла к выводу, что эгоизм, эгоцентризм, направленность на себя – это корень и источник всех отрицательных проявлений личности. Общим знаменателем оказывается направленность на себя.

Этот вывод, сделанный на языке психологической науки, совпадает с поучениями святых Отцов Церкви о том, что гордость (самость) – корень всех грехов. Психологический анализ приводит к тому же заключению: общим знаменателем всех отрицательных качеств личности является эгоизм, эгоцентризм, замкнутость на себе. И напротив, все положительные качества человека, к которым мы стремимся, связаны с направленностью на других. Л.И. Божович, разработавшая в психологии учение о направленности личности, говорила, что эта направленность – критерий разделения добра и зла.

Грех и болезнь – сопряженные качества. Болезнь нередко является следствием греха. Покаяние – самый прямой путь излечения личности. К этому выводу я пришла не рассудочным путем, но опытно. Занимаясь в аспирантские годы проблемой направленности личности, я очень ясно на себе осознавала, что все неблагоприятные душевные состояния, плохие настроения, трудные переживания связаны с эгоизмом. Везде можно найти этот корень: я недовольна отношением ко мне, я обижаюсь, потому что ко мне плохо относятся, меня не любят и так далее. Всякий внутренний разлад связан с доминированием своего «Я». Основное зло находится в тебе, следовательно, чтобы избавиться от этого неблагополучия, надо перестроить доминанту, как говорил Ухтомский, перевести центр тяжести от себя на других, построить доминанту на другом человеке. Вот такая задача стоит перед каждым. Самому человеку сделать это очень трудно. Можно стремиться к этому, биться над такой задачей, но, как сказано в Евангелии, «человекам это невозможно» (Мф.19.26). Самому человеку невозможно себя изменить, он меняется только потому, что в нем есть духовное «Я».

Изменение происходит с помощью Божией, через покаяние, обращение к Богу в молитве: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения». Мы просим: «даруй мне зрети», потому что сами их, как правило, не видим, но чем дальше мы продвигаемся по духовному пути, тем яснее видим глубину свою, осознаем свои грехи, – и только тогда получаем помощь. Люди, которые приходят в церковь, ясно ощущают, что стоит только покаяться в дурном поступке или чувстве, – этого уже в тебе нет. Поэтому путь сознательной духовной жизни открывает возможность изменения своей направленности и формирования доминанты на другом. А доминанта на другом возможна, когда человек с Богом, когда с Ним установлен диалог. Когда есть вера, на первом месте стоит Бог, а не «Я». Если такой доминанты нет, то возникает раздвоенность: человек думает, что он обращается к Богу, а на самом деле только произносит имя, занят собой.

Это опытно можно понять: есть такое состояние, когда ты целиком обращен к Богу, и есть состояние раздвоенности. Тогда ты говоришь слова, но на самом деле ты не в диалоге. То есть те принципы диалога, о которых мы говорили, особенно важны в молитве, в обращенности к Богу. Эти принципы действуют как на уровне молитвенном, так и на уровне общения с другими людьми. Научившись диалогу с людьми, мы уже тем самым учимся диалогу молитвенному, диалогу с Богом. Это два пути, сопряженные друг с другом. Нельзя любить Бога, не любя человека. Нельзя быть в диалоге с Богом, если ты не можешь быть в диалоге с человеком.

Бывают случаи, когда у человека есть дар диалога, доминанты на другом, но его сознание, ум, воспитанные в других понятиях, не приемлют церковности, религиозности, хотя сам человек может быть необычайно добрым, наделенным даром самоотверженной любви. Однако нередко бывает и обратное: человек ходит в церковь, а дара любви к людям у него нет, и его религиозность носит чисто внешний, обрядовый характер. Оптимальным является гармоничное сочетание любви к Богу и человеку, о чем писал Авва Дорофей: «чем ближе люди друг к другу, тем ближе они к Богу». «Бог есть любовь» (1 Ин. 4.8). Когда мы в любви, тогда мы в Боге.

 

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ

Впсихотерапевтическом процессе сначала устанавливается контакт с человеком благодаря сочувствию ему, потом появляется радостное согласное общение между людьми, потом может даже возникнуть какой-то эмоциональный взрыв со стороны консультируемого. Этот взрыв говорит о том, что нащупано больное место. Консультируемый может возмущаться, протестовать, но для консультанта важно не реагировать болезненно на аффективный взрыв. Он понимает, что это момент выздоровления – душевный нарыв прорвался. И тогда человек оказывается перед проблемой выбора: оставаться ли ему в своем эгоизме, или выбрать верное решение с отказом от эгоистического желания. Конфликт, как правило, представляет собою конфликт между эгоцентрическим «Я» и истинным решением, связанным с отречением от своего эгоистического желания. Когда человек видит, что истинным является то, что идет против его «Я», наступает момент радостного согласия: и консультируемый, и психотерапевт понимают, что решение найдено и выбор сделан правильно. Тогда это праздник! На психотерапевтическом языке это состояние называется «катарсис». Происходит очищение, человек отвергает как неправильную свою прежнюю эгоистическую установку, принимает решение действовать согласно своей совести, голосу своего духовного начала. И это – победа. И тогда, когда он осознает реальность голоса совести, своего духовного «Я» (как бы он это ни называл), он вступает во внутренний диалог со своим духовным «Я». Такой диалог есть начало сознательного духовного пути. Человек начинает ориентироваться на этот голос, учится ему следовать. Он как бы вступает в послушание духовному началу.

Для человека религиозного – это послушание духовнику, через духовника – послушание Богу. Он не сам себя меняет, формирует своими усилиями. Он понимает, что если он идет за голосом духовного, то его развитие идет нормально. Старчество на духовном пути – это такое влияние, когда человек вступает в отношение послушания к своему руководителю, старцу. А у старца есть дар видеть путь духовного развития данного конкретного человека. И человек вступает в послушание, т.е. он выполняет указания и советы старца: как ему поступать в данном случае, как ему справляться со своими состояниями, открывает помыслы, все свои дурные чувства, раскаивается, ищет помощи и совета. Старчество и осуществляет руководство человеком на его жизненном духовном пути. Это самый оптимальный путь духовного развития.

Однако еще в Псалтыри сказано: «оскуде преподобный», т.е. старцев во все времена было немного. Человеку остается путь поиска внутреннего источника, внутреннего наставника. Бог живет в каждом человеке и ждет только его обращения. Человек может обрести в себе этот источник духовного наставничества, т.е. вступить в послушание голосу духовного «Я», голосу совести, истины, красоты. Это необходимо для исцеления. Если мы сами нездоровы в этом смысле, если мы не стремимся к духовному выздоровлению, то как мы можем помочь другим людям?

Перед врачом эта задача стоит со всей своей остротой и силой. Другого пути просто нет – пути к цельности и исцелению. И, конечно, цель может быть очень далекой, но сама направленность уже дает чувство покоя, радости и удовлетворения. Найден путь духовный. Это уже много. Ведь в Евангельских заповедях блаженства, о которых мы говорили – «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие» (Мф. 5.3–12), говорится в настоящем времени: не будут блаженны, а уже блаженны, встали на духовный путь. Человек, который на этот путь встал, уже блажен. «Они Бога узрят», – еще не узрели, но уже блаженны, потому что встали на этот путь. Начало пути, найденность пути уже много значат. Причем пора уже обрести путь, а не быть все время в состоянии поиска его.

Я вспомнила случай, когда на похоронах одной восьмидесятилетней женщины кто-то сказал: «Какая замечательная женщина, она всю жизнь искала». И тут один мудрый человек заметил: «Но пора бы уже и найти». То есть возможность найти открыта каждому человеку. Всю жизнь ее искать не надо. Путь есть. Пора уже и найти.

Интересно то, что путь этот не ищется рационально, рациональными способами. Можно очень хорошо знать историю религии, хорошо и правильно рассуждать о христианстве, но это еще не даст реальности духовной жизни. Я знаю людей, которые все прекрасно изучили, но настоящей духовной жизни у них нет. Они сами подтверждают, что знают и понимают, но верить не могут. То есть этот путь не от ума, а от непосредственного внутреннего опыта.

Отец Павел Флоренский хорошо сказал, что католицизм и протестантизм можно изучить по книгам, а православие понять по книгам невозможно: «надо зажить православно». Надо вступить на реальный путь церковной жизни, надо зажить, и тогда только через это можно понять. Тогда открывается реальность духовного пути. Только непосредственный опыт может поставить человека на путь духовной жизни, но чтобы его получить, надо сделать шаги и потом уже не поворачивать назад.

Л.: Вы как-то говорили о женщине, одаренной даром доминанты на собеседнике. Но то, что она не понимала своего друга, живущего церковной жизнью, это тоже дефект диалога?

А.: Это дефект диалога, потому что ей не открыт был церковный путь. Но она слушала все его советы и реально была у него в послушании. Был дефект ее интеллекта. Характерно, что умирала она в состоянии слабоумия, – это было как бы очищение ума от неправильной позиции. Но сердце ее все равно было чутким ко всему доброму. Когда она стала лежачей больной и этот человек пришел к ней в больницу, попросил составить ему компанию для прогулки, к удивлению всех врачей, считавших, что она вообще не способна двигаться, с ним под ручку эта женщина впервые смогла прогуляться. То есть эта готовность помогать другому у нее была чрезвычайно развита. Я сейчас просто расскажу случай, который меня потряс, потому что это была вершина человеческого самоотвержения. Во время войны одна знакомая семья оказалась без средств к существованию, там был больной муж. Эта женщина предложила продать персидский ковер, как она говорила, для друга, который, по ее словам, собирал ковры, и за это он будет давать продуктовые карточки. Конечно, та семья согласилась. Женщина взяла ковер, и на протяжении всего времени военной блокады снабжала семью продовольственными карточками. Потом, по окончании войны, она привезла ковер назад. Тут выяснилось, что карточки она получала, отдавая свою кровь, – она была донором. И таких случаев про нее можно рассказать очень много. Это был человек, одаренный самоотверженностью. Но стереотип мышления, воспитание сознания не позволяли ей вместить в сознание церковный путь. У нее было сформировано марксистское мировоззрение, а душа и жизнь оставались совершенно христианскими.

Мы встречаем и противоположные явления, когда люди, ходящие в церковь, ведут себя не по-христиански. Тут очень сложные закономерности, коренящиеся в строении личности, когда сознание – это одно, а непосредственная жизнь – другое. Полюсность, расщепленность личности – и совершенно разные судьбы. Не на все вопросы мы можем ответить. Тайна сия велика есть, и пути Господни неисповедимы.

 

Занятие 6

…Терапия личности проходит по линии осознания бессознательной глубины, духовного развития и преображения бессознательного так, чтобы в человеке обе эти стороны были.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных