Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ ЭРИКА БЕРНА




Родители часто воспроизводят ту форму общения, которая была у их родителей по отношению к ним. Это происходит бессознательно. Отрицательно оценивая родителей, они могут воспроизводить те же формы общения при воспитании своих детей. Вот почему целью важно осознание своих форм поведения. С этой целью очень полезно познакомиться с теорией и методом транзактного анализа Э.Берна.

Берн выделял во внутреннем мире каждого человека три персонажа: Ребенка, Родителя и Взрослого. Усваиваются они в раннем детстве, еще на бессознательном уровне и запечатлеваются в памяти.

Ребенок – это существо подвластное, обучаемое, зависимое, ревниво относящееся к любви и вниманию взрослых, обидчивое, реагирующее болезненно на замечания, депривацию, лишения и т.д. Реагирует Ребенок эмоционально. Этот Ребенок остается и во взрослом человеке. Взрослый человек может проявлять своего Ребенка в определенных ситуациях: он обижается, эмоционально, неадекватно реагирует, действует по принципу удовольствия и т.д. Инфантильное эмоциональное реагирование – это Ребенок во взрослом.

В душе человека есть также Родитель. Это существо, которое воспитывает, читает нотации, учит, требует, наставляет, морализирует. Это авторитарное существо, которого надо бояться и слушаться.

Наконец, Взрослый. Это такой человек, который объективно, трезво реагирует на ситуацию, принимает продуманные решения, не поддается искажающему влиянию эмоций. Это рационально-разумный человек, по Берну.

Наши реакции часто бывают Родительскими, т.е. морализующе наставительными, авторитарными, требующими, указывающими. Часто мы реагируем как Ребенок. Даже воспитывая детей, мы можем обижаться, сердиться на малыша: «Я с тобой не буду водиться, я тебя не люблю». А Взрослый ориентируется на ребенка и на то, что в данную минуту по отношению к нему нужно сделать. Взрослый, наказывая, не раздражается. Он трезво взвешивает ситуацию и находит приемы и способы, которые в данный момент полезны. При этом он учитывает все объективные обстоятельства.

В воспитании ребенка надо стараться избегать, с одной стороны, Ребенка в себе (смотреть: не Ребенок ли во мне сейчас реагирует?), избегать Родителя в себе (морализующее, доминирующее начало). Диалогичность подразумевает не родительскую позицию, а позицию разумную, которая ориентируется на состояние ребенка, уровень его понимания. Так, мать, реагирующая по типу Ребенка, будет кричать, шлепать малыша, которому интересно раскручивать часы, интересно из маминого платья выкроить, сшить одежду для куклы. Взрослому следует найти какие-то способы, чтобы переключить внимание ребенка на другой предмет. И он не будет вести себя по типу Родителя, который читает мораль. Таким образом, он не будет усиливать роль Родителя в душе Ребенка.

Это – продуктивная позиция. Эти взгляды Берна полезно учитывать, чтобы выработать в себе адекватную позицию, вести себя трезво, объективно, реалистично. Когда мы в процессе психотерапии встречаемся с какими-то неадекватными ситуациями в поведении пациента,

мы можем помочь ему разобраться, кто в нем сейчас говорит: Взрослый, зрелый человек, инфантильный Ребенок или морализующий Родитель.

Методика проста, доступна для понимания пациента и дает результаты. Но ее стоит переосмыслить с позиций духовного «Я» и наличного «Я». Взрослый у Берна оказаться может не духовным, а прагматичным, трезвым, рассудочным человеком; в Ребенке, который обижается, эмоционально реагирует, духовность может быть больше; Родитель может стать проявлением духовности: его знание, что хорошо, а что – плохо, может быть духовного плана. Взрослый, по Берну, вообще ориентирован не на нравственные оценки, а на прагматические ценности. Например, по отношению к женщине легкого поведения он не скажет, что плохо так жить, а скажет: «Ты слишком низко оцениваешь секс».

Необходимо преобразовать подход Берна, чтобы найти путь к духовному через осознание в себе разных личностных ролей. Посмотрим, проявляются ли в духовной жизни человека эти три персонажа: Ребенок, Взрослый и Родитель?

Мне приходилось встречать среди людей, ориентированных на духовность, Родителей, жестко морализирующих. Встречаются также инфантильно-восторженные, эмоционально верующие (Ребенок). И есть люди, духовно трезвящиеся, в них чувствуется мирность, спокойствие, ясность при отсутствии ригористичности, жесткости, требовательности. Вот их я бы назвала Взрослыми, людьми зрелой духовной жизни. В духовной жизни есть здоровый, трезвый, реальный путь, а есть путь, уводящий в прелесть, и есть дисциплинарный путь. Духовность всегда предполагает свободу. Когда встречаешься с людьми высокой духовности, чувствуешь свободу: они никогда не давят и не нарушают свободы другого человека.

Таким образом, методика и теория Берна может быть осмыслена и преображена на уровне духовной жизни. Тут мы видим, с одной стороны, недостаточность этой теории, необходимость ее дополнения обращением к духовности. Взрослый, с этой точки зрения, должен быть не просто трезвым и прагматичным человеком, а человеком трезвой, реальной духовной жизни. Что касается Ребенка, то нужно различать здорового Ребенка в душе человека. Духовный человек всегда в себе несет нечто детское, непосредственное, наивное. Всякий творческий человек должен нести в себе это детское начало незамутненным. В то же время это источник творчества, непосредственности, естественности. Что касается Родителя, то научающее, воспитывающее начало тоже может быть здоровым. Ребенка можно учить, исходя не из чувства превосходства («Я знаю, но ты не понимаешь»), а научить, зная все правила и понимая, насколько они соответствуют состоянию и индивидуальности воспитанника. Все эти три персонажа могут быть здоровыми, если они диалогически ориентированы. Значит, надо понять, что в теории Берна речь идет не о действительных Родителе, Ребенке и Взрослом, а о невротически искаженных персонажах. И Родитель, и Ребенок могут быть здоровыми персонажами внутри каждой личности. Надо смотреть, насколько этот Родитель или Ребенок невротически искажен.

Таково переосмысление теории Берна с точки зрения духовной ориентации.

Л.: Значит ли это, что они невротически искажены потому, что лишены нравственных ориентации?

А.: Нет, это значит, что в них есть конфликт. Невротическое состояние – это состояние конфликта. У Родителя в теории Берна конфликт между идеологией и внутренним эгоцентризмом, потому что морализирующая позиция всегда самоутверждающаяся: «Ты должен мне подчиняться, я требую». За этим стоят властность, эгоцентрическая позиция (Я – на первом месте). Очень пагубно действует на детей стремление подчинить их волю. Когда ребенок не подчиняется, лучше найти пути, средства изобрести какие-то ходы, приемы, для того чтобы он сам захотел так поступить.

Вообще необходимость внутренней дисциплины в семье – это вещь очень серьезная. Отсутствие порядка и дисциплины у ребенка рождает хаотичность, неопределенность, затем дест-руктурированность его личности, так как у него не формируется иерархическая структура ценностей. Сама по себе дисциплина очень важна, но каким способом она достигается: жестким или диалогическим – вот в чем весь вопрос. Любовь, понимаемая как доминанта на другом, – это не эмоция, а разумное понимание того, что полезно в данный момент ребенку или взрослому, а что вредно, что можно, а что нельзя на уровне его понимания. Это не только эмоциональная, но и разумная позиция ответственности по отношению к другому. Эмоциональная позиция может действительно испортить ребенка. Лучший способ познания индивидуальности – любовь. Она является ведущим началом в воспитании.

 

Занятие 7

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных