Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Macr; Для любознательных. Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра­диции милосердного отношения к детям-сиротам




Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра­диции милосердного отношения к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де­тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить - слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо­сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест­венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз­ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си­ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского Попечения, 95% из них - социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери­альные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя­занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер­жанию и воспитанию ребенка).

Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) де­тей многие имеют врожденные психические и физические анома­лии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в дет­ские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се­мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопию­щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интер­ната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудша­ются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызы­вает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстрой­ства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоци­альную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тен­денция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональ­ные привязанности.

Особая проблема — социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жиз­ни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детско­го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую­щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото­вить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно слож­ными. Многие выпускники детских домов становятся наркомана­ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубий­ством. Таким образом, последствия отсутствия материнской за­боты человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяже­лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем уда­ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж­ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотлож­ные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ от 20 июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ним существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений. Государственные ведомства, обществен­ность, религиозные организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы социальной защиты детей-сирот. Так, соз­дано Российское общественное правозащитное гуманистическое движение «Сироты России». Утверждена федеральная программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-сироты», которая ставит сво­ей первоочередной целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к инте­грации в общество. В последнее десятилетие создаются негосударст­венные учреждения, предназначение которых дать ребенку убежище (приютить) немедленно. Это значит, что, как только ребенок попал в беду, его подхватывают заботливые руки, чтобы отмыть, накормить, избавить от вшей и чесотки, а главное - чуточку отогреть сердце. А уж потом заниматься определением его «юридического статуса». В Москве, например, реализуется программа «Дети улицы», согласно которой частично финансируется содержание приютов. Их уже (а вернее только!) 13, где около 300 детишек приходят в себя от ужасов прошлой жизни.

Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о се­мейном детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.

ДЕТИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Усыновление - одна из форм воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, известная еще со времен Древнего Рима. В течение столетии люди интуитивно понимали, что ребенок, поте­рявший родителей, должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психо­логические исследования последних десятилетий убедительно до­казали, что потребность иметь маму и папу - одна из сильнейших потребностей ребенка. А поэтому наилучшая замена собственной семьи - новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подхо­дящая для ребенка - усыновление.

В соответствии с Семейным кодексом РФ при усыновлении за­ключается союз практически точно такой же, как в обычной семье, -между родителями и собственным ребенком, со всеми правами и обязанностями с той и другой стороны. Однако сама по себе право­вая гарантия хорошему существованию такого союза вряд ли помо­жет, если не наладится совместная жизнь, которая подарит ребенку постоянный дом, а приемным родителям - удовлетворение потреб­ности опекать, заботиться, быть опорой маленькому человеку.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребенка. Что к этому побуждает? Выявлено много разных причин: невозможность иметь ребенка по медицинским показателям; неже­лание иметь своего ребенка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, являющихся близки­ми родственниками усыновителя или опекуна; лишение родитель­ских прав родителей ребенка. Иностранные граждане, которые с 1991 г. получили разрешение брать в свои семьи приемных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, посколь­ку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровле­нии (больных церебральным параличом, психически ущербных, безруких, безногих и т.д.).

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необхо­дима совершенно особая психологическая работа с приемными (при­нимающими) родителями еще до того, как в их доме появится ребе­нок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только ма­териальные. но и чисто психологические. Прежде всего это сомне­ния и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребенком и т.д. Тревожат мысли о том, каков будет ребенок, какие радости и огор­чения он принесет в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследст­венные качества, приобретенный опыт), с которым ребенок войдет в семью. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую фор­мируются завышенные ожидания в отношении приемного ребенка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способно­стей и т.д.).

Главная проблема, которая возникает у многих родителей, усы­новивших детей, заключается в вопросе: сказать или нет ребенку правду о его происхождении? Должен ли ребенок знать, что он не родной? Каждая семья решает эту проблему по-своему: одни рас­сказывают ребенку, что он усыновлен, другие утаивают правду. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении роди­телей, создает нервозную обстановку в семье. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающими об усынов­лении ребенка. Но сохранить от ребенка тайну усыновления не всегда удается. Иногда находятся «доброжелатели», которые откры­вают ребенку историю его происхождения. Его внешняя непохо­жесть на приемных родителей делается предметом бестактного об­суждения персонала детского сада, соседей, что наталкивает ребен­ка на размышления, догадки, сомнения... Специалисты рекоменду­ют приемным родителям рассказать ребенку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят.

Надо сказать, что за рубежом, где распространено интернацио­нальное усыновление детей, от них не скрывают правды. Но родители убеждены сами и очень скоро своим отношением к ребенку убеждают окружающих, что собственный ребенок, тот, о котором заботятся и которого любят. Помните русскую народную посло­вицу «Не та мать, что родила, а та, что выходила»?

Передача осиротевшего ребенка в приемную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагоги­ческих барьеров. Процесс вживания ребенка в приемную семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, его возраста, характера и предшествую­щего опыта. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье тре­бует времени. В первое время у него возможны острые невротиче­ские и поведенческие, в том числе регрессивные, нарушения. На определенном этапе могут проявиться отрицательные черты ха­рактера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кру­гозора, отставание в познавательной сфере. При отсутствии адек­ватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), кото­рые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

Естественно, что поведенческие и психические проявления адапта­ции индивидуальны и зависят от характера ребенка, состояния его здоровья, в том числе и психического. В то же время у взрослых, принявших в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся с ним от­ношения, которые могут различаться у разных членов семьи и ко­торым реальный ребенок чаще всего не соответствует, что вызыва­ет тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельно­сти. К тому же приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлен­ного ребенка. Они склонны предъявлять ребенку повышенные тре­бования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не всегда способны эмоционально поддерживать ребенка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспи­тании, коррекции развития ребенка, некоторые приемные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность. Любые от­клонения в поведении, болезни, дурные привычки - все списывает­ся на непутевых родителей ребенка, хотя и в родной семье чадо может обмануть, напроказить, тайком покурить и т.д.

Не справившись со столь сложными психологическими и нрав­ственными проблемами усыновления, приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этого тяжелого шага - душевная травма у ребенка, серьезные переживания у несо­стоявшихся родителей. Как потом сложится судьба ребенка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в нее счастливые страницы. Ви­на взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, ве­лика. Ребенок не игрушка, нужная приемным родителям до тех пор, пока у них есть силы, время, желание, здоровье.

Когда анализируются причины не совсем благополучных и во­все неудачных усыновлений, то приходят к выводу: нарушен прин­цип - подходящий ребенок в подходящую семью. Часто бывает, что и родители, и ребенок подходили по формальным признакам для усыновления, но несовместимы друг с другом на более глубинном уровне. Поэтому необходимы переходные стадии, готовящие к усы­новлению: сначала взрослые просто «шефствуют» над детьми, при­ходят в дом ребенка, чтобы поиграть, погулять с малышом, детей постарше берут в семью на выходные, праздничные дни, на кани­кулы. Затем кандидаты в родители становятся опекунами, воспита­телями на определенный срок, получая при этом деньга на содер­жание ребенка. А уж затем - как получится: или усыновляют ре­бенка, или расстаются с ним.

Иногда родители хотят усыновить ребенка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание - это постоян­ный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответствен­ный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возмож­ности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесет счастья усыновление ни ребенку, ни родителям, если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак: ребенок дол­жен жить в счастливой семейной атмосфере.

Задания

1. На основе ретроспективного анализа собственного детства до­кажите, что семья - незаменимый фактор развития человека

2. Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала се­мьи»

3. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Вы­скажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ре­бенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия.

6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов - это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сде­лайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близ­нецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе).

7. Объясните, как вы понимаете принцип усыновления «подхо­дящего ребенка в подходящую семью».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержа­ние и характер этого влияния объясняются теми механизмами со­циализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью акти­визируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действи­тельности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участ­ником, психологи определили подкрепление, индентификацию, по­нимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориента­ции в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Сло­вом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то пове­дение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для ма­леньких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упро­чивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выво­дится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представле­ние, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок - «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропус­кая его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом - внутренней потребности.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих ро­дителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отноше­ний с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффектив­ную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосоз­нания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родите­лей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребен­ка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные ме­ханизмы указывают только пути социализации, тогда как содержа­ние социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь маль­чик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка - сухой и строгой матери... В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Та­ким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании при­обретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обу­словленности всей атмосферой родительского дома.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домаш­ний очаг, семейный кров... Сразу возникают в памяти слова попу­лярной песни Ю.Антонова: «Родительский дом - начало начал...» И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома!

Рассмотрим понятие «родительский дом» с точки зрения педаго­гики и психологии.

Что скрывается за словами «мой дом» для маленького ребенка? Прежде всего это та среда обитания, где он защищен от неизвест­ности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят, прилас­кают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие является наиболее естественно выражающим индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной сво­боды, раскованности.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Про дом часто говорят «очаг», подчеркивая тем самым его назначение согревать сердца людей. Дети рано начинают ощу­щать тепло родного дома. Здесь ребенок - источник счастья для своей семьи, и здесь его бескорыстно любят, радуются его первым шагам, словам, другим успехам, посредством которых он «за­воевывает» мир. В семье ребенок приобретает первый опыт созида­ния радости для других: помог маме накрыть на стол, нарисовал для бабушки рисунок, придумал хорошее поздравление папе.

Родительский дом - это и некое материальное понятие. Ощуще­ние защищенности создает и само место, где живет семья, то, что издавна зовется крышей над головой. И не столь уже важно, над чем именно раскинулась крыша - над роскошной виллой, много­этажным домом, юртой, избой, хижиной, - важно, что она защища­ет от холода, жары, дождя, словом, от любой непогоды. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Увы, это не всегда отдельная комна­та, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не загля­нет, не вторгнется без спроса. Так, прежде чем сесть в уютное ба­бушкино кресло, надо спросить разрешение. Папа уехал в коман­дировку, но его место за обеденным столом никто не занимает, по­тому что оно «папино». У старшего брата на письменном столе ле­жит целая пачка чистой бумаги, но, не получив его согласие, нельзя взять даже один лист.

И у малыша есть свое собственное «хозяйство»: место за общим столом, кроватка, стол, полка с книгами, «территория», занятая игрушками. Здесь он приобретает первые трудовые умения, учится распоряжаться своими силами, быть ответственным, аккуратным, бережливым.

Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать ма­шинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой от­вет, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

Может быть, кому-то покажется, что мы говорим о мелочах: кто на чье место сел, как организовать игрушечное «царство», у кого лист бумаги для рисунка попросить. Но ведь из таких мелочей бук­вально соткана жизнь в родительском доме, и от того, как они ре­шаются, определяется стиль взаимоотношений в семье. А потому «заповедные зоны» - важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности, наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом. И уют в доме создается не только для глаз, но и для души всех обитателей.

В житейском обиходе встречаются выражения «теплый дом», «холодный дом». Что влияет на «температурное» состояние дома? Конечно, люди, которые в нем живут и находятся в отношениях, оп­ределяющих психологический микроклимат семьи. Дом станет на­стоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выраже­на направленность на других - желание и умение понимать их, внима­тельно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы. Прибавьте к этому постоянную доброжелательность, умение не спе­шить с выводами относительно поступков и проступков близких, великодушие и снисходительность к мелким нарушениям семейной жизни, установленного порядка, и картина «теплого» микроклимата будет нарисована в общих чертах. Ее дополнят доверительность от­ношений, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи. Главными творцами микроклимата семьи будут взрослые, они все сделают, чтобы научить детей не только «греться» у домашнего оча­га, но и самим «подбрасывать» туда дровишки.

Семейный микроклимат определяется поведением самых близ­ких взрослых - мамы, папы, бабушки, братьев, сестер и т. д. Ребе­нок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмо­ционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо по­стоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта. Для ребенка очень важен эмоциональный по­кой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

В семье у ребенка формируется сознание своего «Я», своей обще­ственной значимости. Но в родном доме ребенок переживает и пер­вое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Ребенок начинает понимать, что стыдно капризничать, грубить взрослым, обижать товарища, животных, жадничать, брать без спроса чужие вещи и игрушки, ломать и портить их, шуметь, когда кто-то отдыхает, поступать назло, относиться равнодушно к бедам других людей. Причем осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоцио­нальном уровне, когда он чувствует, что своими поступками оби­жает, огорчает, расстраивает близких людей. Эмоционально пере­живая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, ис­пытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, ребенок в своем подсознании осно­вательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости (Б.Т. Ли­хачев). Так формируется чувство совести, которое будет сопрово­ждать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после того, как он уйдет из родительского дома.

В орбите родного дома «вращаются» не только родители, братья, сестры, но и другие родственники, друзья матери, отца, детей, зна­комые, соседи. Все они в большей или меньшей степени влияют на развитие ребенка, расширяя его социальный опыт. Замечено, что чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети, что, в свою оче­редь, облегчает им адаптацию к новым условиям (например, к дет­скому саду, школе). Ребенок может хорошо относиться ко всем, кто живет в доме и кто общается с семьей. Но кто-то один станет для него главным человеком детства. И хотя влияние матери сохранит­ся на всю жизнь, она может и не стать таким человеком для своего ребенка. Им станет папа, или бабушка, или папин брат, который увлечет ребенка коллекционированием марок, откроет мир разных стран, городов, искусства.

Родительский дом - это постоянство окружения: люди, обста­новка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ перво­начального мира ребенка, где все знакомо до мельчайших штри­хов, привычно, а от того надежно, спокойно. Для ребенка родной дом - это и тополь, что растет у крыльца, и лестница, кажущаяся особенно длинной, когда хочется скорее к маме, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу получалось дотянуться... Изучение ми­ра начинается с вещей в доме. Ребенок «читает» и «перечитывает» каждую вещь по многу раз, с разных позиций: крышку обеденного стола, оказывается, интереснее рассмотреть снизу, сидя на полу, а вид комнаты становится совсем другим, если встать на спинку кресла. Каждая вещь - частица семейной истории. Письменный стол купили, когда папа пошел в школу. Маленький телевизор «ездил» с бабушкой в Монголию, где она учила студентов. Особен­но интересно рассматривать реликвии, старинные вещи, которые в семье бережно хранят: заветную коробочку с орденами и медалями прадедушки Коли, бабушкину шкатулку, где лежат рисунки-каракульки папы, туфельки, в которых он сделал первые шаги, и даже его выпавший молочный зуб, папку с мамиными тетрадками и школьными грамотами, дедулину коллекцию бабочек и др.

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивиду­альности, выводит ее в большой мир.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни (П. Лич, Х. Джиннотт). Например, отходя ко сну, трехлетняя Лиза заботливо укладывает своих «дочек» и «сынков» в их кроватки, потом с маминой помощью осуществляет то, что зовется «гигие­ническими процедурами», далее идет прощаться на ночь с бабушкой и дедушкой, а затем папа несет ее в постель, садится рядом, го­ворит ласковые слова... Ребенок буквально впитывает в себя се­мейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, кото­рые невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Но пока разговор шел о семье благополучной, когда у родите­лей есть определенная система ценностей и жизненные цели. Если взрослые члены семьи заботятся об устойчивости и надежности среды воспитания, значит, у ребенка есть Дом. Да, именно Дом с большой буквы, то «начало начал», из которого вырастет человек, признающий семью самой большой жизненной ценностью. А от этого Дома потянутся прочные ниточки к дому своего народа - Ро­дине, а затем - к общему дому всех людей на Земле.

А если семья не очень благополучная? Тогда уклад жизни в ней напоминает вокзал: все течет и меняется. А если в семье нет порядка, один день не похож на другой, у каждого члена семьи своя жизнь, свои интересы, то ощущения родного дома у ребенка не возникает.

Как вы думаете? Представьте себе молодую семью, где оба роди­теля много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

- малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

- малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая моло­дым родителям возможность отдохнуть.

К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологиче­ской безопасности и нравственной неуязвимости, которым одарива­ет человека счастливый отчий дом.

ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИ

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных вос­питателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать на­делены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет «общее руководство», обеспечи­вает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое рас­пределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины -чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ре­бенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует при­роде мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщи­на отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоя­нию ребенка, к его переживаниям?

Ответ на этот вопрос был получен в ходе экспериментального ис­следования, предпринятого психологами. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для опре­деления переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 - за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных ре­акций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка ды­хания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопережива­ние: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставлен­ные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представите­лей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским про­блемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако ко­гда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность.

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ре­бенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при пер­вом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины «выплескивают»свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно «кипеть» чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при по­явлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г.Ф.Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли «ис­кусственных матерей» - проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по «мамам», играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы меж­ду родной и «искусственной» мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало ма­теринское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их «искусственные мамы». Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли со­трудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек отно­сится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

И тем не менее, у матери к ребенку несравненно более «есте­ственная» дорога, чем у отца. Уже в период беременности, вына­шивая зарождающуюся жизнь в своем теле, она постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Отметим, что характер отно­шения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутри­утробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременно­сти. Более того, специалисты ряда стран считают даже, что воз­никновение и уж во всяком случае усугубление некоторых психиче­ских расстройств у ребенка в большей или меньшей степени обу­словлены отрицательным или холодным отношением матери. По­этому ребенок требует ответственного к себе отношения еще за­долго до рождения.

Вспомните цель программы «Планирование семьи», гл. 2.

Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу пре­вращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на кото­рой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.

Объективности ради следует отметить, что отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать, вынашивающая его под сердцем. Отец не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них (если он не присутствует при его рожде­нии), он не испытывает интимности кормления и т.д. Напротив, с рождением малыша в жизни отца многое меняется не в лучшую для него сторону: прибавляются заботы и хлопоты, появляется необхо­димость дополнительных заработков, а любовь и внимание жены «узурпирует» ребенок и пр. В современной медицине используется термин «синдром кувалды», им обозначают заболевания, которые обостряются или появляются у мужчин в период беременности же­ны и вскоре после рождения ребенка. Изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характе­ре матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины - менее важное событие.

В свое время английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребенок - отец мужчины. На первый взгляд это кажется па­радоксальным, но на самом деле именно дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом. Впрочем, это можно сказать и о женщине, более того, собственно семья начинается с детей. Са­моотверженная забота о ребенке, от которой напрямую зависит само его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новы­ми общими интересам, стимулирует развитие тех качеств, которые характеризуют отцовство и материнство. И к отцу, и к матери предъявляется одно и то же требование, они должны охранять ре­бенка от превратностей жизни, обеспечивать ему чувство безопасно­сти. Это требование выполняется ими по-разному в зависимости от возраста ребенка и бывает выражено в разных формах.

На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени: мальчик больше тяготеет к матери, девочка - к отцу. Но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опо­ра, как источник безопасности и удовлетворения насущных по­требностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние десятилетия изменилась значительнее, причем в луч­шую сторону, чем функция матери. Раньше роль отца заключалась в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности. Сегодня пропитание добывают оба супруга, а внешняя опасность померкла перед лицом внутренней. «Внутренними вра­гами» семьи становятся непонимание друг друга, душевная черст­вость, отчужденность, недостаток тепла и эмоциональной под­держки. Современные отцы глубже переживают интимность семей­ной жизни, чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благо­приятные для нормализации семейной атмосферы. Большинство из них великодушны, умеют «не заметить» мелкие неурядицы, доста­точно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут «уйти» от ссоры, чувствуют юмор, следовательно, шуткой способ­ны рассеять «тучи» на семейном небосводе, изобретательны, по­этому от них идет инициатива в усовершенствовании быта, прове­дении досуга, к тому же они обладают «умными руками» и т.д. Ес­тественно, что эти замечательные качества мужчины могут и не проявиться, если их не «видят», не одобряют, не поощряют, не сти­мулируют члены семьи, прежде всего жена. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

Современные отцы проводят с детьми больше времени, чем это было ранее, и это благотворно влияет на их развитие. Так, наблюде­ния показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше бо­ятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими людьми. Однако наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Здесь велика роль традиций, культуры, индивидуально-личностных особенностей.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины не­сколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространст­венной ориентации, они более склонны к логическим рассуждени­ям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуи­ции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языко­вые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе разви­тия нравственности ребенка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны, а иногда и асоциальны.Все что связано с унижением ребенка, ущемлением его достоинства, не дает хороших результа­тов. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Существенной стороной становления личности является осозна­ние себя представителем определенного пола и овладение соответ­ствующим полоролевым поведением (В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина). Ученые называют это форми­рованием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, стро­ит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Та­ким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родите­лями через адекватные модели материнского (женского) и отцов­ского (мужского) поведения.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине -воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их поло­вую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у маль­чика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похва­лит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем займемся мужски­ми делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия, приветствуя любую по­зитивную активность. А сегодня каждый третий ребенок растет без отца, у значительной части детей он лишь формально присутствует (что тоже типично). Это тормозит половую социализацию поколе­ния современных детей, и все большая маскулинизация женщин и феминизация мужчин имеют под собой реальную почву.

Отсутствие отца, безотцовщина - понятие не столько демогра­фическое, сколько психологическое, нравственное. Если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психи­ка девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспи­тывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспи­тание ребенка, действительно развиваются мужские черты: реши­тельность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

Итак, отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для пол­ноценного развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных