Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Macr; Для любознательных. Социальная работа с семьей по типу «социальный семейный педагог» - де­ло дорогостоящее




Социальная работа с семьей по типу «социальный семейный педагог» - де­ло дорогостоящее. Поэтому идут поиски иных форм помощи семьям. История российской благотворительности и мировой опыт волонтерской (добро­вольческой) деятельности свидетельствуют об эффективности подключения к этой работе различных общественных движений и объединений, в том числе детско-юношеских. В настоящее время на территории России детско-молодежное движение представлено сотнями международных, общероссийских, межре­гиональных, региональных и местных организаций, которые реализуют планы и программы разной социальной направленности. Среди них особо следует отметить общероссийскую общественную организацию «Детские и молодеж­ные социальные инициативы», в рамках которой решаются программы «По­мощь детям и молодежи из семей безработных», «Дети на обочине», «Юность без решеток», «Социально-реабилитационная помощь детям, пострадавшим в результате военного конфликта», «Юное поколение выбирает книгу» и т.д. Участники этого движения сочетают практическую благотворительную дея­тельность с обучением по специальным программам, рекомендуются для даль­нейшего обучения в вузе. В общих мероприятиях движения участвуют школь­ники, студенты, аспиранты, известные педагоги, историки, журналисты, писа­тели, поэты, артисты, художники.

Задания

1. Изучите главу «Разговоры с детьми» из книги В.Ф. Одоевского «Руководство для гувернанток» (История дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1976), определите требования к домашней воспи­тательнице.

2. Приведите примеры из литературных произведения, в которых описывается семейное воспитание с участием приглашенного до­машнего воспитателя (бонны, гувернантки, гувернера). Вспомните, в чем заключались деятельность домашнего воспитателя, его взаимо­отношения с воспитанниками.

3. Привлекает ли вас работа в качестве домашнего педагога? Го­товы ли вы к ней психологически? Считаете ли вы, что справитесь с ней? Представляется ли вам эта работа более трудной, чем в до­школьном учреждении? В чем вы видите сложность работы домашне­го педагога?

4. Прочитайте книгу П.И.Нещеретнего «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России» (М., 1993). Какие, по вашему мнению, традиции благотворительности можно возродить сегодня? Какие вы видите формы включения детей в эту деятельность?

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» (И.В.Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поко­ления к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В.Бестужев-Лада), где традиционно начиналось воспитание будущих родите­лей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки за­кончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие об­щества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последо­вательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколе­ния во всех звеньях системы народного образования, начиная с до­школьного учреждения (И.В.Бестужев-Лада, Н.Д.Никандров).

Возможность столь раннего воспитания будущих родителей до­казана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков). В свое время Е.А.Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в хо­де повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родствен­ных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: мно­гое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семь­янина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как пра­вило, свой родной дом как источник социального, эмоционально­го, познавательного опыта.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее ус­ваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ ми­ра» (А.Н.Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б.Эльконин, С.Д.Смирнов). Это - многоуровне­вое образование, включающее в себя представления о природе, че­ловеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследование дошкольников, направленное на выяв­ление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В.Грабаровской, Е.С.Бабуновой, Т.М.Бариновой и других, свидетельствует о скудной ин­формированности детей о своих близких, о недостаточном интере­се к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных де­тей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В.Бестужев-Лада, Н.Н.Поддьяков). Правда, тому есть объек­тивные причины, связанные с тем мировым явлением, которое оп­ределяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных кон­тактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно ска­зывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывает­ся каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на быв­ших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике неспра­ведливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собствен­ной будущей семьи (Х.Фигдор).

Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно вы­сокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большин­ство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н.Ледовская, Т.М.Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все де­лать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как пра­вило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев). В исследованиях оте­чественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова), участия в подготовке се­мейных праздников, совместном досуге (Т.М.Баринова, Г.Н.Гри­шина, С.А.Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспи­тания у детей умения быть внимательными, заботливыми, пони­мать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует раз­витию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.За­порожец, М.И.Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содер­жанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не бу­дет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, на­против, он во многом определяет установки на нее. Согласно вы­водам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьяни­ном» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга роди­телей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважитель­но, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и уни­жали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных от­ношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се­мейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашен­ных представлений о семье;

введение ребенка в азы семейной экономики;

осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

Рассмотрим эти линии подробнее.

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ

В ряде исследований предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности. (Т.А.Березина,Е.С.Бабунова, Т.М.Баринова, Н.В.Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К.Васильева, С.А.Козлова). В этом отношении особо следует отметить программу С.А. Козловой «Я - Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в ло­гике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Ро­дины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости да­рить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несо­мненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию лич­ного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию ху­дожественных средств, будирующих детское воображение.

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать де­тей. Но зато оставил в наследство много произведений материаль­ной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформули­ровали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.

До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е.Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педаго­гу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими сво­его места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педа­гога - помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить - слезы лить». Чте­ние и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания долж­ны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стрем­ление быть внимательным к окружающим детям, оказывать по­мощь тому, кто в ней нуждается.

В арсенале педагога имеется немало художественных произведе­ний, опираясь на которые он формирует у воспитанников пред­ставления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Ля­гушка» (нанайская сказка), «Три сестры» (татарская сказка), «Лас­точка» (корейская сказка), «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. По­знакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помо­гает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, выска­зать свое отношение к ним. Далее подводит детей к самостоятель­ным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно пораз­мышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын (дочь), внук (внучка), что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре наро­да, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, ро­дительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые пе­дагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям -одна из задач педагога.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоцени­мы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером педагог напо­минает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не тре­бовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подает детям пример, приветливо встречая тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им сесть, на прощание желает доброго пути.

Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ста­вят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удо­вольствие. Например, перед Днем матери, Женским днем 8 Марта педагог заранее предупреждает детей, что им предстоит делать су­вениры женщинам своей семьи. Чтобы подарок был приятен, вы­звал радость, надо знать, что именно будет приятно маме, бабушке, сестренке, тете. Тогда не будет одинаковых обезличенных подар­ков, а в каждом из них будет заключен индивидуальный смысл. Например, Саша говорит: «Мама очень любит читать, она обраду­ется, если я сделаю закладку в книгу. Бабушке можно нарисовать цветы, она их очень любит. А сестренке Катюше я сделаю корзи­ночку, она будет с ней играть!»

Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близ­ких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реаги­ровать на них (О.К.Васильева). С помощью этюдов дети учатся пе­редавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови лас­ково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требующие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...». Целесообразно использовать и дидактический театр, как-то: «Подготовка ко дню рождения», «Приятный сюрприз мама (папе, бабушке)», «Делу время - потехе час».

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных мето­дов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).

Многие авторы (Р.И.Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М.Ива­нова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формиро­вании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотноше­ниях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедно­стью и однообразием содержания. Часто линия «мама-папа» раз­вивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стрем­ление повелевать, подчинить себе «папу». Мальчики плохо пред­ставляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффек­тивными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родил­ся ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о до­суге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В последнее время детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись в семье, но многие родители не понимают ее необходимости, не знают, как правильно к ней подступиться. Поэтому педагог показывает направления, возможные формы «путешествия» ребенка в историю семьи, а ро­дители продолжают ее дома.

Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поко­лениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно при­бегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить мо­дель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обо­значено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подби­рая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, на­зывая при этом, кто кому кем приходится. Но это семья абстракт­ная. Следующий шаг - к модели своей семьи, которую ребенок вы­кладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их соци­альные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка «подкарауливают» трудности - не знает имена и отчества всех сво­их близких. И педагог в этом помочь не может. Создается ситуа­ция, когда ребенок наглядно убеждается, что такое семейная па­мять, кто является ее носителем. Появляется естественная потреб­ность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что значит отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по имени, но и по отчеству - особен­ность русского и некоторых других народов. Называя отчество че­ловека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его кор­ням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также переда­ется от отца к сыну. Если в группе есть дети с фамилиями, вызы­вающими у окружающих улыбку, смех, уместно провести соответ­ствующую работу. Суть ее в том, чтобы дети поняли, что человек, даже совсем маленький, все родственники, носящие одну фамилию, украшают или позорят ее (элементарное понятие о чести семьи). Завершить беседу целесообразно чтением С.В.Михалкова «Финтифлюшкин».

Дальнейшее изучение своей родословной следует продолжить в семье. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный аль­бом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с ис­пользованием фотографий. С целью поддержания интереса к родо­словной своей семьи детям можно предложить задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «О папах (мамах) моих ро­дителей», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», изготовить коллаж «Моя семья».

В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родите­лей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, опреде­ляют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный ре­зультат такой работы: создается реальная возможность ввести де­тей в особенности родственных отношений, помочь им понять не­обходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей склады­ваются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. На­пример, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.

ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ

О роли экономического фактора семьи в ее жизнедеятельности говорилось выше. Здесь подчеркнем педагогический аспект при­общения ребенка к экономике семьи. При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следу­ет формировать представление об экономике семьи как области ра­зумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю «скрип­ку» в экономике семьи. На таком направлении экономического воспитания дошкольника настаивает А.Д.Шатова и освещает пути его реализации в программе «Экономика... и дошкольник», пред­назначенной для общественного и домашнего воспитания. В чем же логика экономического воспитания ребенка в семье? А.Д.Шатова определила ее так: вести ребенка от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем - к созиданию предметов потребления.

Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в по­следних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он на­чинает понимать, что удовлетворение его желаний («Купи моро­женое! Хочу такую машинку!») зависит не только от расположен­ности или нерасположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.

В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на что они тратятся, как при этом учитываются ну­жды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, ко­торая складывается из расходов обязательных (содержание жили­ща, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подар­ков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ре­бенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммуналь­ные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что мо­жет стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии - бе­режливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходо­вать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, теле­визор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.

Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обяза­тельной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представление о ее назна­чении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрачными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных об­стоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо.

В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбере­жений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (например, игрушку). Посмотрите на такую практику глазами педаго­га и сделайте свои выводы о ее воспитательной целесообразности.

С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к по­ниманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь полови­ну. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?

Малыша учат бережно относиться к куску хлеба, проявляя ува­жение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и ро­дителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, иг­рушки, вещи в доме, а потом - и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).

Для ребенка должно стать правилом: купили тебе вещь - умей с ней обращаться, береги ее. Нечаянно поврежденную вещь следует привести в порядок, обратившись за помощью к взрослым. Роди­телям не мешает проявлять твердость в тех случаях, когда ребенок просит купить вещь, игрушку, аналогичную той, которая у него была и которую он не сумел сберечь, привел в негодность. Иначе у ребенка закрепятся разрушительные тенденции, сложится своего рода расточительный стиль поведения, что, согласитесь, «не впи­сывается» в современную жизнь.

Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого участия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат до­ма. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду и т.д.

Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. При этом важно подчеркивать «экономический эффект» выполнен­ной работы, расчетливость взрослых: «Вот, Саша, ты просил ку­пить печенье (пельмени), а мы сами сделали. Получилось вкуснее, и денег меньше потратили. На те деньги, что стоило печенье в мага­зине, дома мы сделали в два раза больше». Особое место в эконо­мическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участ­ке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фрук­тами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пони­манию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стои­мость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые кон­туры экономического мышления.

Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет прием­лемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только эко­номическое, но и большое воспитательное значение: дети убежда­ются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, по­зволяет дарить радость друг другу.

Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хо­зяйства» (А.Д.Шатова). Однако напомним: в воспитании все хоро­шо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчи­вым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережли­вым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчиво­сти, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»

Наверное, нет на свете ни одного ребенка, не задавшего такой или подобный ему вопрос. И, наверное, реакции мам, которым чаще все­го он адресуется, бывают схожи: смятение, оторопь, мысли об «испорченности» малыша, его сексуальных отклонениях. На самом деле этот вопрос ребенка так же естествен, как любой другой. На­пример: «Почему я мальчик, а Лиза - девочка? Откуда взялись ля­гушки? Как отличить хитрость от обмана? Почему птицы летают?» И мотив «каверзного», с точки зрения многих родителей вопроса, тот же, что при «обычных», которые радуют взрослых, будучи призна­ком любознательности ребенка. Задавая вопрос о деторождении, ре­бенок 3-4 лет стремится понять то, что ему неизвестно.

Как же отвечать на вопрос «Откуда берутся дети?». Так, как будто ребенок задал один из простых вопросов, в котором нет скрытого интереса к тайнам деторождения. Не следует показывать свое смущение, удивление, тем более тревогу относительно предпо­лагаемых сексуальных отклонений малыша. Ответ должен быть простым по форме, не искажающим истину по содержанию. Таким требованиям отвечает ответ: «Дети родятся у мам. Мамы рожают своих детей. Ты мой ребенок. Я тебя родила. Твоего друга Артемку родила его мама». Ответ можно ограничить двумя первыми предложениями, если ребенок совсем мал. Но необходимо в разных ва­риациях подчеркнуть, отвечая на вопрос и говоря с ребенком по­том, смысловое понятие: родятся, родился, рожают. Следует иметь в виду, что туманные ответы родителей тормозят развитие позна­вательной сферы ребенка.

Подрастая, ребенок обязательно вернется к своему вопросу, тре­буя более подробных и конкретных знаний: «Где я был, пока не ро­дился? Как я попал в твой животик? Как я вышел (родился) оттуда?» И появление таких вопросов вполне закономерно у всякого нор­мального ребенка, который размышляет над «проблемами» бытия, у которого формируется самосознание, повышается интерес к собст­венной персоне. Грамотные ответы взрослых на вопросы дают но­вую пищу для ума и сердца ребенка, позволяют увидеть мир новыми глазами. Требование к правдоподобности ответов сохраняется, но и некоторые ограничения знаний необходимы, чтобы не спровоциро­вать у ребенка циничное отношение ко всему, что связано с деторож­дением. Здесь уместны некоторые аналогии, ссылки на мир животных, растений. Хорошо, если их удается подкрепить наблюдениями, дея­тельностью ребенка. Например, обратить внимание на беременную кошку (собаку, корову, козу): «Видишь, какой большой стал у кошки живот. Знаешь, почему? Там у нее котята. Кошка беременная, скоро у нее родятся котята». С воспитательной точки зрения важно отметить изменения в поведении, образе жизни беременного животного «Кошке трудно ходить, она стала меньше бегать, прыгать. Почему, как ты думаешь? Да, у нее в животе котята. Они растут, поэтому кошке тяжело. Меньше стала прыгать, чтобы не ударить котят, которые в ее животе». Такие наблюдения за животным помогут ребенку зорче вглядываться в окружающую жизнь, внимательнее относиться к бе­ременным женщинам. Ему становятся понятны требования уступать в транспорте место беременной женщине, он и сам пытается это сде­лать, важно только поддержать это желание. Если у ребенка есть опыт выращивания растений из семени (родители привлекали его к выращиванию рассады, к посевам на участке, в саду), то его неслож­но подвести к пониманию того, что все живое не появляется на свет само по себе. Посадили семечко - вырос подсолнух. Подсолнух ро­дился из семени. А это семя тоже кто-то родил. И у ребенка есть эти «кто-то»: его мама и папа. У мамы (у всех женщин) в животе есть специальное место, куда попадает семя, а потом из него вырастает ре­бенок. Самым сложным представляется объяснение ребенку, как попа­ло это семя в мамин организм. Опыт показывает, что ребенка удовле­творяет на какое-то время (потом появится нужда в новой «пище» для ума) ответ: он родился от любви папы и мамы. А когда он сам вырастет, у него будут свои дети: он подарит им жизнь. А его дети родят своих малышей. И так бесконечно от любви будут рождаться дети.

В тех случаях, когда ребенок-дошкольник не проявляет интереса к «обсуждаемой проблеме», то задача родителей пробудить его, натолкнуть на размышления, стимулируя тем самым вопросы.

Если же ребенок 5-6 лет поймет, даже чисто интуитивно, что родителей шокировал его вопрос, неприятен им, то он в силу ду­шевной тонкости не станет его повторять. Но это не значит, что он перестанет размышлять над проблемой деторождения, напротив, отношение взрослых к этому вопросу «подогреет» любопытство («запретный плод слаще»). Найти источник информации окажется не столь сложно: более опытные сверстники, ребята постарше... Другое дело, каков будет характер этой информации, не станет ли она причиной душевной травмы. Глубина и острота переживаний ребенка, униженного и потрясенного цинизмом информации, по­лученной от «добрых просветителей», не раз описаны в художест­венных произведениях. Например, В.И.Амлинским в повести «Не­скучный сад» (Амлинский В. «Московские страницы». - М., 1982), которую рекомендуем прочитать.

Естественно, современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о прозаичной капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторожде­ния: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать первейшие естественнонаучные сведе­ния об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся де­ти». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержа­нию и методике формирования у детей представлений о деторожде­нии. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреж­дений. Их цель - формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушка­ми (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живо­та). Против подобного «детализированного и наглядного просвеще­ния» выступал еще в 20-е гг. отечественный педагог М.М.Рубенштейн, считая, что оно может привести к будированию у ребенка нездорового любопытства к сексуальной сфере. Другие ученые при­держиваются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрыти­ем всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интим­ность. личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», ученые считают, что наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошко­льном учреждении.

В помощь семье создаются книги популярного характера, осо­бенно ценны те из них, которые рассчитаны на совместное чтение родителей и детей. В этом отношении заслуживает особого внима­ния научно-художественная книга Г. Юдина «Главное чудо света» (М.,1994), иллюстрированная самим автором. У книги много до­стоинств, отметим наиболее значимые с педагогической точки зре­ния. Автор, будучи тонким психологом, понимает, что ребенку свойственно целостное восприятие объекта познания, поэтому со страниц книги перед ребенком предстает Человек во всех своих фи­зических ипостасях: он рождается и рожает, питается, дышит, смотрит, слышит, думает и т.д. Тем самым автор подводит ребенка к пониманию естественности всех процессов, которые совершаются в организме человека, снимает пелену ложной стыдливости со мно­гих из них (рождение, отправления организма и т.п.). При этом не­назойливо в сознании маленького слушателя утверждаются обще­человеческие ценности, как-то: человеческая жизнь, любовь, здо­ровье, красота, семья и др. Но особенно ценным для домашнего воспитания представляется характер повествования в книге - в форме доверительных бесед отца с сынишкой. Для родителей они могут служить прекрасным образцом стиля общения с ребенком по поводу вопросов, всех его «почему».

Итак, задача родителей - самим ввести детей в некоторые тайны деторождения, не искажая истины и не торопясь с открытием тех знаний об отношениях между полами, которые могут быть поняты ребенком превратно.

В свое время А.С. Макаренко писал: «В этих вопросах не содер­жится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. – М.,1984. – Т. 4 – С. 105). Вы согласны с такой точ­кой зрения?

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В число природных особенностей человека, обусловленных со­циальными факторами, входят те, что определяются полом. Со­временная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психо­сексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентифи­кация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в про­шлом, настоящем и будущем) является составной исторически сло­жившейся структурой самосознания. Причем половая принадлеж­ность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая катего­рия, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

Итак, в свете современной науки становится очевидной необхо­димость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педа­гоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характери­стик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А ре­зультаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, силь­ными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мяг­кости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих не­гативных для общества явлений, можно назвать преобладание жен­ского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-эконо­мической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социаль­ных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит до­статочно остро. Поток информации по вопросам половых взаимо­отношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вы­зывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информа­ция не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходи­мой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравствен­ного становления личности. Оно направлено на формирование це­лостной личности мальчика, девочки, способных элементарно по­нимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представи­тель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребен­ка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека опреде­ляется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ре­бенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в пер­вые годы жизни не познакомился с устройством человеческого те­ла, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испыты­вают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию лично­сти. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю сво­его пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). По­этому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в ли­це папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Маль­чик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овла­деть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Имен­но отец должен дать мальчику первые уроки физических упражне­ний, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведе­ние, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведе­ния «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокой­но взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем дево­чек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боят­ся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрес­сивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покор­ность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец про­являет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы заня­тия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери вклю­читься в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференциро­вание относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем от­ца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родст­венники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится про­цесс половой социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ни­ми. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как дет­скую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастур­бации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с разде­ванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подоб­ные игры и занятия - результат естественного любопытства, лю­бознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией ро­дителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонст­рацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугива­ния («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болез­ненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о гре­ховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, до­верительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям че­ловеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет труд­но найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, по­скольку в качестве образов для подражания дети выбирают книж­ных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, ба­рышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золуш­ку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют.Все это гово­рит об одухотворенности половой идентификации, повышении эс­тетической культуры девочек. У современных мальчиков носите­лями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дер­зость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда ново­рожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребе­нок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в даль­нейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирова­ния его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола по­мешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные пережива­ния ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребен­ка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принад­лежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаи­моотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому призна­ку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе со­временного мужчину, который не может приготовить завтрак, по­гладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Круп­ская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить за­бор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.

Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребе­нок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии по­ловой идентичности детей

Задания

1. Изучите программу С.А. Козловой «Я - Человек» (Теория и ме­тодика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений –М.,1998) и сформулируйте рекомендации для педагога по формиро­ванию у детей представлений о семье.

2. Изучите программу А.Д.Шатовой «Экономика, и дошкольник» (Экономика для взрослых и детей. Приложение к журналу «Обруч». -1999. - № 1) и дополните содержание экономического воспитания в семье такими направлениями, как знакомство с деньгами, с рекла­мой.

3. Повторите материал о механизмах воспитания (глава 4). Рас­смотрите направления полового воспитания детей через призму этих механизмов.

4. Из курса психологии вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте ре­комендации для домашнего воспитания сына или дочери.

5. Подберите пестушки, потягушки, потешки, колыбельные песни, которые сопровождали повседневную жизнь ребенка в семье, его игры, «закрепляли» их достижения в развитии (например, первые ша­ги). Выучите их наизусть, продумайте игровые действия, которые мож­но показать малышам с целью обогащения игр семейной тематики.

6. Разработайте конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на одну из тем: «Сила семьи - в ее родне», «Как семья от­дыхает», «Семейные профессии».

ЛИТЕРАТУРА

Научная и методическая литература

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды.-М., 1993.

Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как?-М., 1993.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей до­школьника.-М., 1994.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М., 1957.

Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. -М., 1996.

Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с мо­лодым поколением. - М., 1988.

Боздарев К. К. Единственный ребенок. - М., 1988.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве. - М., 1990.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детско­го психиатра.- М.,1988.

Васильева А.К. Структура семьи. - М., 1988.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. - М., 1994.

Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.

Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова.-М., 1985.

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.

Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер // До­школьное воспитание. - 1995. - № 9.

Гувернантка: Профессия? Должность? Призвание? - М., 1993.

Гергишанов Т. Семейные будни, или Нежность на каждый день: Пер.с болг.-М., 1992.

Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М., 1990.

Детство: Педагогический альманах. № 1. -СПб., 1998.

Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. -Киев,1984.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А.Марковой. -М., 1981.

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1992.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния.-М., 1987.

Домострой.-М., 1990.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь роди­телей детям). - СПб., 1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка.-М., 1990.

Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М., 1986.

Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 1995.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М.,1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. -М., 1988.

Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. - М., 1979.

Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком - М 1990.

Котрыло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.

Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. -М., 1990.

Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное вос­питание. - 1991. -№ 2.

Куприянов С.В. Организация работы гувернерской службы. -Иваново, 1992.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1982.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение -М.,1991.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М.,1990.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия // Ред.-сост. В.С.Мухина.-М., 1991.

Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. -Москва; Вологда, 1997.

Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.

Махова. В. К. Просто счастье: (Записки матери). - М., 1982.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.

Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. -М., 1994.

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет).-М., 1948.

Мицкевич Ж. И. Основные положения курса «Педагогика семьи» // Подготовка социальных педагогов и социальных работников: опыт. тенденции развития. - Минск, 1996.

Мухина B.C. Близнецы. - М., 1969.

Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей - фактор стабили­зации общества // Педагогика. - 1998. - 7.

Настольная книга для родителей. - Минск, 1991.

Пезешкеан Носсарат. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. - 2-е изд., с изм. - М., 1994.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М., 1991.

Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. - М., 1992.

Прихожан А.М., Толстых Н.Л. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М., 1990.

Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. - 1994.

Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.

Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. - М.,1985.

Семья глазами психолога. - М.,1995.

Семья как объект философского и социологического исследова­ния / Отв. ред. А.Г.Харчев. - Л., 1974.

Семья: традиции и современность. - М., 1990.

Симоновский А.Э., Метенова Н. М. Работа воспитателя детского сада с семьей. -Ярославль, 1991.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии роди­тельской любви). - М., 1986.

Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейно­го воспитания.- М., 1989.

Торре Делла А. Ошибки родителей / Пер. с итал. и послесл. Ю. Азарова.-М., 1993.

Фигдор X. Дети разведенных родителей: между травмой и наде­ждой: Пер. с нем. - М., 1995.

Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родите­лям: Пер. с англ. - М., 1992.

Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К.Котырло. - М., 1987.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее пробле­мы.-М., 1978.

Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодей­ствия детей и родителей. - СПб., 1995.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей: Пер. с фин.-М., 1993.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ................................................................................................................... 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.............. 3

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.......................................................................................... 3

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.......................................................... 5

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ............................................................................................ 6

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ............................................................................ 10

Задания.......................................................................................................................................................... 12

ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ................................ 12

СЕМЬЯ И БРАК........................................................................................................................................... 12

НЕМНОГО ИСТОРИИ............................................................................................................................... 13

ТИПЫ СЕМЕЙ............................................................................................................................................. 14

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА....................................................................................... 15

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.................................................................................................................................... 17

Задания.......................................................................................................................................................... 23

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ............................................................. 23

ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА............................ 24

ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СЕМЬИ............................................................ 25

ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО?.................................................................................................................... 31

БЛИЗНЕЦЫ.................................................................................................................................................. 32






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных