Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения с методами осуществления педагогического процесса.




Средства обучения (дид. средства) — это источники получения знаний, формирования умений. Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в уч.-восп. процессе в качестве носителей учебной инфы и инструмента деят-ти педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Педагогические средства - это составная часть материально-технической базы (МТБ) – материальные объекты, предметы, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

6 групп педагогических средств:

1.оборудование (учебное помещение, мебель, производственные площади, парты)

2.учебно-лабораторное оборудование – обеспечение конкретному профилю, способствующему развития педагогической технологии.

3.учебно-производственное оборудование – оборудование для мастерских, где ведется профильное обучение.

4.дидактическая техника технические средства, ЭВМ.

5.Учебно-наглядные пособия: плакаты, слайды, муляжи.

6.организационно-педагогические средства: учебно-программная документация (учебные планы и программы, экзамен. билеты).

Требования:

Учебный кабинет S≥50 м2.. Лабораторный кабинет 15 м2

Столы для черчения, доски, стенды, стулья размещаются с учетом возрастных требований.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют средства обучения на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивид. средства обучаемых (учебники, тетради, письм. принадлежности и т. п.). В число дид. средств включаются и такие, с которыми связана как деят-ть обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. п.).

Классификация средств обучения по хар-ру представления в них окруж. действительности (Шаповаленко):

1. Натур. объекты — включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, уч.-производ., демонстрационное и лабор. оборудование, а также уч.-производ. оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профес. навыки и умения.

2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи телепередачи).

Особую группу составляют ТСО. Это средства обучения — носители уч. инфо., для проявления которой требуются спец. техн. устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи.

 

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

 

Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса.

Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением педагога, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение педагога, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

Лекционно-семинарская система. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с тем или иным есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных