Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет, задачи и основные категории педагогики




Педагогика - это наука о воспитании человека, где под в-ем понимается образование, обучение и развитие. Главной задачей пед-к и является накопление, систематизация научных знанийчел-а. Ф- ции пед-ки: познать законы обучения, образования людей и на этой основе найти лучшие пути и способы достижения цели. Предметом пед-ки явл. в-ая осуществляющаяея в учебно-в-ых учреждениях. Обь ект - личность уч-ся. Педагогические категории: основные пед-ие понятия, к-ые выражают научные обобщения. Выделяют 3 осн. категории пед- ки: вос-е, обучение, образование. неустановившееся категории: форм-е и развитие. 1.Воспитание - целенаправленный и организованный процес формирования личности. Это понятие употребляется в узком и широком пед. значении, а также широком и узком соц-ом смысле: в широком соц смысле в-е – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему, где под опытом подразумевается нравственные, этические иправовые нормы, т.е все создано в процессе духовного развития человечества; в-е в узком соц смысле - это направленное воздействие на чел-а со стороны общих институтов, с целью форм-я у него определенных взглядов, убеждений, нравственных ценностей, полит. ориентации, подговки к жизни. В широком пед. значение в-е – это специально орг-ое, целенаправленное, управляемое воздейстаие воспитателя на воспитуемого, с целью форм-я у него заданных качест, осуществляемое в 3-х учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процес. В узком пед-ом значении в-е – это процес и результат в-ой работы, к-ый направленный на решение конкретных в-ых задач. 2. Обучечение – это специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс взаимодействия уч-хся с учителем. Основы обучения составляют: знания, умения, навыки (ЗУН). Знание - это отражение ч-ком обьективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний. Навыки – это компоненты практической д-ти, проявляющееся при выполнении необходимых действий доведенные до автоматизма. 3.Образование – это результат обучения, обьем систематизации ЗУН, способов мышления; к-ыми овладел обучпаемый. По хар-ру и направленности образование подразделяют на общее, политехническое, профессиональное. Формирование – процесс становления ч-ка, как социального существа под воздействием всех факторов: екол-их, соц-ых, идеолог-их, економ-их, психол-их. Развитие – процес и результат количественных и качественных изм-ий в организме ч-ка. К числу неустойчевых категорий п-ки, некоторые ученые предлагают отнести: самовосп-е – это сознательная деятельность направленная на более полную реализацию ч-ка, себя личности в деле самосовершенствования положительных и преодоление отрецательных качеств и привычек; самообраз-е – образование преобретаемое ч-ком в процессе самостоятельной работы; саморазв-е, пед-й процес -, продукты пед-ой деят-ти, соц-е формир-ие.

 

2. Возникновение и развитие пед-ки

В пед-ки закреплено:

• практический опыт в-я, к-ый закреплен в образе жизни, традициях жизни.

• Это философские, обществоведческие, пед-ие труды.

• Текущая мировая и отечественная практика в-я.

• Данные спец-ых орг-ций пед-их исследований.

•Опыт педагогов-новаторов, к-ые предложили оригинальные идеи и с-мы в-я в современных условиях. Практика в-я появляется вместе с первыми людьми, а наука о в-и - когда уже существовали такие науки как геометрия, астрономия. В древней Индии, Египте, Греции - были предприняты попытки обобщения опыта в-я, вычленения теоретических начал. В философии были сделаны первые пед-ие обобщения. Колыбелью европейской сис-мы в-я стал древне-греч-ий философ Демок рит (460-370), к-ый создал обобщающие труды обо всех областях современных ему знаниях: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы», "Природа и в-е подобно". Древнегреческие мыслители: Сократ (469-399), Платон (427-347), Аристотель (384-322) в своих трудах глубоко разрабатывали важнейшие идеи и положения, вязанные с форм-ем личности чел-а и его в-я. Древнегреческий философ и педагог Марк Квинтиллнан (35-96) высказал воеобразный итог р-я пед-ой мысли в труде «Образование оратора» - это был своеобразный итог р-я греческо-римской пед-ой мысли, он был основной книгой по педаогогике. В период средневековья, церковь монополизировала дух-ую жизнь общ-ва, направляла в-е в религиозное русло. В-е потеряло прогрессивную направленность античных времен. Эпоха Возрождения дает ярких мыслителей: педагоги-гуманисты («Я человек и ничто челов-кое мне не чуждо»): Эразм Роттердамский (1466-1536), Внтторнно де фельтрэ ( 1 378-1446), Франсуа Рабле(1494-1553), Мишель Монтель (1533-1592). Только в XVII веке пед-ка выделилась в самостоятельную науку. Я.А. Ка менский (1592-1670) - «Великая Дидактика», вышедшая в Амстердаме (1654) одна из первых научно-пед-нх книг, к-ая дала основание для выделения педагогики. Он изучал чел-ое бытие и р-е философии, и оформил педагогику в научную сис-му. Предложил принципы, методы, формы обучения (например: классно-урочную с-му обучения, к-ая стала основой пед-ой теории). «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлении, а не заучивание чужих наблюдений и сведетельств о вещах». ДЖ. Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории в-я в своем основном труде «Мысли о в-и», где джентельмен -чел-к уверенный в себе, сочетающий широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждний. Борьба з догматизмом, схоластикой, верболизмом ввели француские материолисты и просветители XІІІ века Д. Дидро (1713-1784). К .Гельвеций (1715-1771). П. Гольбах (1723-1789), Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Иоганн Генрих Пестадоцци (174 6-1824) предложил учителям прогресивную теорию обучения и нравственного в-я уч-ся. Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1886) занимался исследованием изучения противаречнй, внутренне присущих всем пед-им явлениям. В.Г Белинский (1811-1848). Л.Н Толстой (1828-1910), А..И. Герцен(1812-1870). Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Н.И Пиратов (1810-1881) - вступали с критикой сословной школы и призывали коренного преобразования дела народного в-я. Мировую славу в русскую пед-ку принес К.Д. Ушинский (1824-1871) - труд «О камеральном образовании» (1848), в 1855г. пишет статью «О пользе пед-ой литературы». Ушинскийутверждал, что нужно сделать учебную работу по возможности интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. Учить интересно, легко, даже весело, но серьезно и глубоко. К. ХІХ -н. XX века исследования пед-их проблем, начатые в США, были сформ-ны общие принципы, выведены закономерности чел-ого в-я, разработаны и внедрены технологии образования, обеспечить каждому ч-ку достижение быстро и успешно запроэктировать цели. Представитель амер. пед-ки Дж. Дьюи работы кот. оказали влияние на разв-епед-ой мысли в западном мире. Эдвард Торндайк исследовал процесс обучения действенных технологий. Русская пед-ка шла по разработке идей в-я ч-ка в новом обществе. Шацкий (1878-1934) руководил первой опытной станцией по народному образованию. Первыми авторами учебных пособий по пед-ке были: Блонский(1884-1941) «Педагогика», «Осн. пед-ки»(1925), А.П. Пинкевич «Педагогика», к-ые стали и решали задачи социалистической школы. Известность п-ке социалистического периода принесли работы Крупской, А.С. Макаренка, В.А. Сухомлинского. Н.К. Крупская(1869-1939) занималась проблемой форм-я новой советской школы, орг. внеклассную р-ту, зарождаются пионерские лагеря. А.С. Макаренко(1888-1938) выдвинул и проверил на практике принципы создания и эффективного руководства детским коллективом, методы труд-го в-я, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и в-я детей в семье. В.А. Сухомлинский исследовал моральные прблемы в-я молодежи.

 

3. Система пед-их наук. Связь пед-ки с другими науками. Пёл-ка прошла длительны!! путь р~-я. Накопив икф-цию, превратилась к масюящиму времени в р-ся с-му научных знаний, сот включают в себя: Обшюю пед-ку - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности в-я чел-а, разрабатывающие общие основы учебно- в-ого процесса в в-ых учреждениях всех типов. Разделы общей пед-ки: общие основи: дидактика и теория в-я; школоведенъе. Дошкольную и школьную пед-ку составляет подс-му возрастной пед-ки. Здесь изучают закономерности в-я подростающего чел-а, отражающие специфику учебно-в-ой д-ти внутри определенных возрастных групп, возрастная пед-ка охватывает всю с-му среднего образования. Среди отраслей, занимающихся пед-ими проблемами взрослых, прогрессирует пед-ка высшей школы предметом изучения кот явл - закономерности учебно-в-ого процесса в условиях ВУЗ, специфические проблемы, получение высшего образования. Пед-ка труда занимается проблемами повышения квалификации и переквалификации, освоение новых знаний, преобретение новой профессии в зрелом возрасте. В подс-ме соц-ой пед-ки выделяют: семейную пед-ку; перевоспитание правонарушителей и др. вопросами обучения и в-я глухонимых и глухих занимается с сурдопед-ка; слепых - тифлопед-ка; умственно-отсталых -олигофренопед-ка. Особую группу п ед-их наук составляют частные или предметные методики, к-ые исследуют закономерности преподавания или изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-в-ых учреждениях. Пед-ка р-ся в тесной взаимосвязи с др. науками. Философские науки (диалектика, история, материализм, науковеденье, социология, этика, эстетика) помогают пед-ке определить смысл и цели в-я, правильно учитывать действия обших закономерностей чел-ого бытия и мышления, помогают корректировать направления в-я. Анатомия и физиология составляют базу для пониманимания биологической сущиолстн чел-а, р-я высшей нервной д-ти и типологических особенностей нервной с-мы., опорно-двигательного i аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной с-м. Особое значение для пед-ки имеет ее связь с психологией, изучающую закономерности р-я психики чел-а. Психологию интерисует само р-е психики, а пед-ку эффевтивность тех в-ых воздействий, к-ые приводят к изменениям внутреннего мира чел-а и его поведения. Разделы пед-ки находят опору в разделе психологии; в дидактике опираются на теорию познавательных процессов и умственного р-я; теория в-я базируется на психологии личности Интеграция этих наук привела к возникновению педагогической психологии и психопед-ке. Также пед-ка связана с историей, лит-рой, географией, антропологией, медициной, экологией, экон-ой, археологией, т.к. чел-к, его сфера, его обытание, его жизнь, условия р-я интерессуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его направлениях.

4. Пед-ие методы исследования Пед-ие методы исследования – пути спец. познания обьетивной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализарует и обрабатывает полученые данные. Методы научного познания достались

педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков пед-ой науки. Ними полыовалнсь Платон, Квентилиан, Каменский, Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся: Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод. Научное наблюдение - специально-организованное восприятиеисследуемого (ребенка) объекта, процесса явления в естественных условиях. Науч.наблюдение отличается от обыденного житейского тем, что определяются задачи и результаты фиксируются; полученные данные обрабатываются. Наблюдение должно быть длительным, систематичным, разносторонним, объективным, массовым. У наблюдения есть недостатки, оно не скрывает внутренние стороны пед. явлений, при использовании невозможно обеспечить полную объективность инфор-цию поэтому наблюдение чаще приминается на начальных этапах иследования. Изучение опыта вшироком смысле означает организованную познавательную д-ть, направленную на установление исторических связей. В вычленения общего, устойчивого в учебно-восп-х сист-х. С помощью данного метода, анализ путей решения конкретных проблем, выводя взвешенные заключения, о целесообразности и применения в новьх исторических условиях. Этот метод называют историческим, тесно связанный с другими методами изучения первоисточников(архивным).Научному анализу подвергаются законодательные акты, проекты, отчеты. В современном узком смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творческого работающего пед. коллективов, отдельно учителей. Изучение опыта будит плодотворным если особое внимание обращать на факты противоречащие господствующим теориям. Нужно во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и в-я. Анализ школьной документации хар-ет учебно-врсп-ый процесс, источники инф-ции: клас. журнал, расписание учебных занятий, правила внутреннего распорядка и т.д. В этих документах содержится объективная ииф-ция, помогающая установить причинно-следственные зависимости взаимосвязей между изучающими явлениями. Этот метод дает статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью уч-ся. Изучение продук та ученического творчества - домашних и классисных работ по всем учебным предметам, сочинения, рефератах и др. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Индивидуальные особенности уч-ся, наклонности, интерес отношения к делу и обязанностям, уровень разв-я старательности, мотивы д-ти - во всем этом применяется этот метод. Он, как и др. методы требует планирования, корректного использования умелого сочетания. наблюдения и беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выиявляются отношения людей, их чувства, оценки позиции. Пед-ая беседа, как метод исследования, отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков, беседа сложный и не очень надежный метод. Он применяется как дополнительный для получения разъяснений. Пед-ий эксперимент - научно поставленный опыт преобразования пед-го процесса в точно учитываемых условиях, экспериментальным путем, например: пробивая дорогу в практику, новые приемы, методы, нормы, сист-мы учебно-в-ой деят-ти. Эксперимент - строго контролируемое пед-ое наблюдение, разница в том, что экспериментатор наблюдает процесс, к-ый он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Пед-ий эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу, несколько школ, исследования могут быть деятельными, краткосрочными в зависимости от темы и цели. Пед. эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана, точной фиксации результатов, обезательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.
Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу, эксперименты классифицируются по направленности объектов исследования, месту и времени проведения. В зависимости от цели, к-ую преследует эксперимент, различают: констатирующий эксперимент, к-ый изучает существующие пед-ие явления; проверенный уточняющ ий экспе римент, где проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; созидательный, преобразующий, форм и рующий эксперимент, в процессе к-ого конструируются новые пед-ие явления. По месту проведения: естественный и лабораторный эксперимент. Естественный - научно-орг-ый опыт. проверки выдвинутой гипотезы, без нарушения учебно-в-ого процесса. Его объекты: планы, программы, учебники, учебные пособия, приемы и методы обучения и в-я, формы учебно-в-ых процессов, если нужно проверюъ частный вопрос или ему для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым (иногда с применением специальной аппаратуры), то эксперимент переносится в специальное оборудованное помещение, в специально созданные исследователями условия, этот эксперимент наз. лабораторным. Пед-ое тесиирование - целенаправленное, одинаковое для всех спытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющие объективно измерить изучаемые хар-ки пед-ого процесса Тестирование отличается точностью, простотой, доступностью. В пед-их аспектах тесты бывают: успеваемости, элемента умений; диагностика уровня обучения (к-ая указывает степень усвоения знаний и умений); итоговые (к-ые проводят в результате обучения большого материала). Анкетирование - метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников (анкет). Эта с-ма вопросов построенная в строгом лопгческом порядке. Анкеты бывают: открытые и закрытые. Открытые: на поставленные вопросы даются варианты ответов. Закрытые - на поставленные вопросы нужно ответить самостоятельно. По целям анкеты делятся: хар-ка окружающей среды; фактов; намерений.

 

5. Процесс развития личности. Влияние наследственности и среды на развитие личности. Чел. станов, лич.только в процессе соцыализац., т.е. общение, взаимодействие, с др. людьми. Вне чел общества духовное, соц, психолог.разв. происходить не может.

Реальная деятел. в условиях кот. происход разв. чел. наз. средой. На формир. лич. влияют разнооброзные внешние условия в том числе географич., соцыал.,школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяеться ближняя и дальняя среда.Когда педогоги говор, о влиянии среды, то имеют ввиду прежде всего среду соц. и домашнюю. Первую относят к отдельному окружению, а вторую к ближащему. Понятие соц. среда входят также юбщее харак-ры, как обществ.отнош., материал. услов.жизни, характер протикания производственных и соц процессов и некотор.др. Ближайшая среда - это семья, родственники, друзья. Огромное влияние на разв. чел. особенно в детском возросте оказывает домашняя среда. В семье

обычно проводят первые решающие для становления, разв. формир. годы жизни чел. Семъя во многом определю круг интересов, потребностей, взглядов, ценосных ореентацый, семъя предоставляет и усилия в том числе и материал., для разв. природных задатков.нравственые и соц. качества лич. также закладыв. в семъе. Влияние среды по оценкам представителей соц. напровления достигает 90%. Понятие развитие– процес качественных, и каличественных изменений в орнанизме чел. Результат развития – это становление чел. как биолоповида, и соц существа. Биологич. в чел. харак-ет физ.разв. А соц.разв.
находит вырожение в психическом, духовном, ителлектуал. росте. Если чел. достиг, такого уровня разв., кот. позволяет считать его насителем сознания и самосознания, способную на самостоятельную преоброзующюю деятел., то такого чел. наз. Личность. Как личность чел-к формир. в соц. системе путем целенаправ. и продуктов, восп-ное разв-е чел-ка очень сложный, длительный противаречущий ежеменутный, неупровляем., спонтанный процесс. Изменения в нашом организме происходят на протежении всей жизни. Процесс, результат чел. розв. зависит от наследственности, среды восп. Наследственость-это передача от родителей к детям определен, качеств и особенностей. Насители наследственности-гены






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных