ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль». В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны. Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля. Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм. Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы. Исходное начало, которому подчинены нормы, – нравственные принципы. Понятия морали, имеющие всеобщий характер, называются нравственными категориями (добро, справедливость, долг, честь, счастье и др.). Нравственный идеал – образец нравственного поведения. Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе. Исходя из данного определения, компонентами нравственного воспитания являются: - формирование отношений в классе, школе; - этическое образование учащихся; - формирование опыта нравственного поведения. Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений: - отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость; - отношение к обществу – уважение правовых основ общества; - отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность; - отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность; - отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду, сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|