Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.




Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль».

В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны.

Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля.

Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм.

Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.

Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы.

Исходное начало, которому подчинены нормы, – нравственные принципы.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, называются нравственными категориями (добро, справедливость, долг, честь, счастье и др.).

Нравственный идеал – образец нравственного поведения.

Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе.

Исходя из данного определения, компонентами нравственного воспитания являются:

- формирование отношений в классе, школе;

- этическое образование учащихся;

- формирование опыта нравственного поведения.

Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений:

- отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость;

- отношение к обществу – уважение правовых основ общества;

- отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность;

- отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность;

- отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду, сочувствию.

Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных