Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология учебной деятельности




Структура и особенности учебной деятельности

1. Виды и механизмы научения

Литерратура:

1.Балл «Теория учебных задач»

2.Выготский «Педагогическая психология»

3. Гальперин, Талызина «Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий»

 

Базовые категории

Учебная деятельность

Учение

Обучение

Научение

Учебная деятельность-это процесс. В результате которого человек преобретает новое или изменяет существующее у него знание, умение, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение - совместная деятельность стуждента и преподавателя, в которой акцентрируется внимание на специфической деятельности преподавателя.

Учение – процесс, в котором особое внимание уделяется роли обучающегося.

Содержание учебного процесса: учебная деятельность, обучение, учение.

Результат: научения.

Научения - приобретение человеком психологических качеств и свойст в процессе учебной деятельности. (научить человека говорить можно только если у него развит мозг и голосовые связки и т.д.)

В педагогической психологии принято выделять виды научения:

1. Импритинг – быстрое, почти автоматическое, приспособление организма к конкретным условиям его жизни (природные инстинкты).

2. Условно-рефлекторное научение – это возникновение новых форм поведения человека, как условных реакция на первоначальный нейтральный стимул (ассоциации).

3. Оперантное научение – при этом виде научения знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок.

Только человеку свойственно:

4. Викарное научение – получение знаний, умения, навыка, через наблюдения. В основе лежит подражание (часто используется при изучении иностранных языков).

5. Вербальное – приобретение знаний, умения, навыка через язык (понимание др людей).

Основной предпосылкой эффективного научения становятся высшие психические функции человека: сознание, мышление и речь.

Различия между научением, обучением и учением:

1. Обучение в отличии от научения является организованным, планомерным, сознательно управляемым процессом. Научение же может проходить стихийно (привычки другого человека, высказывания, реакции).

2. Разница между обучением, учением и научением проявляется также в том, что готовность к этим видам присвоения знаний обнаружиается в разные периоды. К импритингу, оперантному обучению, условно-рефлекторному обучению ребенок готов с рождения. Обучаемость, как способность к сознательному и целенаправленному приобретению знаний, проявляется в среднем к 4-5 годам. А полноценная готовность к самостоятельному учению в среднем проявляется 7-8 лет. Процесс научения включает в себя 5 интеллектуальных механизмов:

- формирование ассоциаций – лежит в основе формирования временных связей;

- подражание – приобретение навыков и умений, а не знаний;

- различение и обобщение – происходит формирование понятий;

- инсайт – догадка, озарение. Человек непосредственно усматривает новую. Необычную информацию в чем-то хорошо известном.

- творчество – создание новых умений, навыков.

 

Задачи совершенствования процесса научения – это использовать все 5 механизмов.

Факторы, от которых зависит эффективность научение:

1. Мотивация – произвольность познавательных процессов

2. Средство и содержание обучения.

3. Изложение должно проходить на достаточном и доступном уровне сложности.

4. В процессе обучения главную роль играет механизм заучивания – совокупность действий обучающего, направленных на овладение им учебным материалом.

 

Первое правило заучивания: человеку необходимо выделить из всех воспринимаемых внешних и внутренних сторон то, что должно быть усвоено.

Второе правило заучивания (правило установки) прояляется в двух объектов:

а) если дается установка на запоминание до экзамена, то по завершению экзамена все забывается.

б) если вы даете установку на приблизительные знания, вы получаете приблизительные знания.

Третье правиловосприятие информации без установки на запоминание часто вообще не дает никаких знаний.

 

Факторы, влияющие на запоминание при заучивании:

-Содержание учебного материала;

-Форма изложения учебного материала

-Трудность учебного материала

-Значение, важность учебного материала

-Значимость материала для самого учащегося

-Объем материала

-Эмоциональные особенности учебного материала.

 

Весь ход научения регулируется на основе обратной связи, то есть непрерывного или периодического контроля знаний.

 

18.03.2010 Лекция 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных