ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогическая коммуникация1. Основы коммуникативной культуры педагога: А. культура речи. Б. слагаемое ораторское искусство. В. Психология в ораторском искусстве. 2. Сущность, стили, модели, этапы педагогического общения.
Литература: 1. Петрова «Жесты в педагогическом процессе». 2. Скворцова «Правильно ли вы говорите по русски». 3. Русецкий «Культура речи учителя».
Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Три позиции употребления грамматических норм и конструкций: 1. Уровень слов. Самой характерные ошибки на этом уровне: - неправильность употребления рода существительных (рельса вместо рельс). - когда изменяют вариантность множественного числа (инспектор-инспектора). -неправильное склонение иностранных имен и фамилий (роман ЖулЯ Верна). 2. Уровень предложения. Самая характерная ошибка. Когда нанизывают как бутерброд союзы «которые» и «что». Иногда перенасыщают предложения с частицей «бы». Когда происходит неправильное согласование глаголов.
9 особенностей ораторского искусства: 1. Основной смысл предложения концентрируется в глаголе. 2. Большую роль играет прилагательное. Придает окраску речи, вызывает целый поток ассоциаций. 3. Умелое использование повторов. 4. Хорошо концентрирует внимание риторические вопросы или риторические обращения. 5. В идеале хорошо использовать в процессе лекции диалоговую форму. 6. Речь должна содержать элементы художественности: метафоры, гиперболы, сравнения, пословицы, поговорки, афоризмами. Лектор должен любить иронию, юмор, в воспитательных целях должен быть способен на сарказм. 7. Лектор должен обладать умением импровизировать (свертывать или расширять устную информацию, в зависимости от уровня подготовки студентов и от времени). 8. Речь преподавателя не должна быть обрывистой, как можно меньше слов паразитов. 9. Необходимо научится держаться перед аудиторией. Слово и действие едины. Согласовывать жесты, мимику, позу.
Психологические факторы ораторского труда: 1. Материал и слушатели. Чтобы лекция была достойной важно не просто хорошо ее расцветить, важно чтоб аудитория вам поверила. Слушатели одновременно являются соратниками, потому что слушатели вместе с вами творят лекцию. 2. Индивидуальная форма изложения. 3. Ситуационность. В ораторском искусстве сочетается определенность и неопределенное. Определенность – это знание приемов, методов, возможностей ораторского труда, его характер. А неопределенное – это все остальное.
Педагогическое общение – это специфическая форма общения, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей, обучения и воспитания.
5 основных стилей педагогического общения: 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. 2. Общение на основе дружеского расположения (увлеченность общим делом). 3. Общение – дистанция. 4. Общение – устрашение. 5. Общение – заигрывание, стремление к популярности у студентов.
На основании этих 5 стилей выделяют модели общения: 1. «Сократ» - педагог-любитель диалоговой формы преподавания, споров и дискуссий. 2. «Мастер»- это образец для подражания, все в нем хорошо, идеален. 3. «Генерал»- избегает всякой двусмысленности, требователен, очень жестко добивается послушания. 4. «Гид» - ходячая энциклопедия.
Этапы педагогического общения: 1. Прогностический этап общения, когда педагог модулирует будущее общение. 2. Начальный этап – происходит настрой общения. 3. Управление общением: - необходимо установление личностного восприятия аудитории. -разработка психологической партитуры лекции. -обязательное управление познавательной деятельностью. 4. Анализ осуществленной системы общения.
Коммуникативные приемы педагогического общения: Первая группа приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (неловкость, неуверенность, подавленность) 1. Одобрение, поддержка, признание ценности. 2. Обращайтесь за помощью к студенту. 3. Создайте щадящие условия при ответе студента с ярковыраженной коммуникативной заторможенностью. Вторая группа: приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения. 1. Оказание помощи в подборе адекватной лексике. 2. Обучить простым приемам технике общения. Чтобы не говорили хором. 3. Всегда демонстрируйте позитивную критику. 4. Дайте возможность студенту оправдать нетерпение поднятой руки и сориентироваться в ситуации. Третья группа: приемы инициирования встречной познавательной активности студентов: 1. Мотивирование перед группой, поощрение студента за проявленную инициативу. 2. Игровая провокация. 3. Критика собственных ошибок.
Причины, препятствующие правильному педагогическому общению: 1. Педагог не считается с индивидуальностью студента. 2. Студент не понимает своего преподавателя и не принимает его. 3. Преподаватель высокомерен, задевает студента, унижает его. 4. Студент сознательно не принимает требования преподавателя.
Качества, необходимые для педагогического общения: 1. Интерес к людям, к работе с ними. 2. Способность к эмпатии (сочувствие, сострадание). 3. Гибкость, оперативность, творческое мышление. 4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь с аудиторией. 5. Умение управлять собой. Своими психическими состояниями. 6. Необходимо обладать способностью к неподготовленной спонтанной коммуникации. 7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации. 8. Хорошие вербальные возможности: культура речи, богатый словарный запас. 9. Способность к педагогической импровизации, умение применять на практике разнообразные средства воздействия: убеждение, принуждение, заражение…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|