Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ПЕДАГОГИКА

 

КУРС

 

Общие основы педагогики

История педагогики и образования

 

 

Методические рекомендации по освоению курса

 

Шуя 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 4

 

РАЗБЕРЕМСЯ С ВИДАМИ ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ. 6

ПРАВИЛА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 10

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.. 12

Модуль 1. Введение в педагогику. 12

Модуль 2. Основные этапы становления педагогики. 18

 

СТАТЬИ ДЛЯ АННОТИРОВАНИЯ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ.. 25

Модуль 1. Введение в педагогику. 25

Модуль 2. Основные этапы становления педагогики. 25

 

ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 28

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ по разделам «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики». 31

 

КРИТЕРИИ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.. 36

1. Критерии оценивания эссе. 36

2. Критерии оценивания реферата. 38

3. Критерии оценивания презентации. 38

4. Критерии оценивания аннотации. 39

5. Критерии оценивания рецензии. 39

 


ВВЕДЕНИЕ

 

«Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень.

Им чистая лампада возжена…»

(А.С. Пушкин)

 

Эти слова А.С. Пушкина посвящены любимому лицейскому педагогу Александру Петровичу Куницыну (1783-1840), который был одним из самых образованнейших людей в России. Это он воспитал в лицеистах вольнолюбие, духовную и нравственную свободу, ненависть к деспотизму, любовь к Отечеству, веру в добро и Человека.

Каждый, кто встретил в своей жизни Учителя, может сказать так, потому что сила учительского таланта, вера в возможности человека навсегда остается в сердцах учеников.

Слова, руки, улыбка, глаза учителя – как часто спасают они нас в трудную и горькую минуту жизни. Порой мы забываем имена, лица своих учителей, напомним их щедрость души, их заботу и ласку, их требовательность и доверие.

Уважаемый первокурсник! Уже сейчас, будучи студентами, вы мечтаете быть хорошими учителями. Вам хочется стать для своих учеников таким же Учителем, каким был ваш учитель.

То, что Вы в данный момент читаете - это своеобразный путеводитель студента, изучающего гуманитарные дисциплины, путеводитель в сферу педагогического знания.

Назначение этого текста – помочь осознать педагогику как гуманитарную дисциплину, увидеть ее возможности в стимулировании личностного и профессионального роста в течение всей жизни, в становлении карьеры и формировании имиджа.

Специфика педагогического знания как гуманитарного феномена проявляется в принципах его освоения. Среди основных: принцип рефлексивности, диалогичности, метафоричности, смысловой множественности, трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта.

Поэтому каждая лекция, семинар или практическое задание по педагогике – это не “отбывание”, а “проживание” его содержания, приемов и методов работы с информацией.

“Проживание” педагогического знания возможно лишь на основе диалога преподавателя и студентов, студентов между собой, студентов с педагогической теорией и практикой, каждого студента с самим собой.

Весь курс педагогики – это лишь предлагаемая возможность. В какой мере она будет реализована, зависит только от вас самих, от желания и активности быть субъектом своей жизнедеятельности, культуры общества и государства.

В добрый путь!

 


СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Помните тот счастливый миг, когда вы, замирая от волнения, нашли свое имя в списке зачисленных? Поступил!!! Это был настоящий праздник! Но… праздники, как известно, кончаются быстро. За ними следуют будни. И вчерашнему школьнику не всегда легко вписаться в новую, студенческую жизнь. Вот вам полезные советы.

Совет 1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть не обязательно быть «как все» или «копировать» действия «особо одаренных» или «успевающих» студентов. Успех в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого студента – это он сам, как развивающийся + самоизменяющийся + рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

Совет 2. Как вести себя на лекциях и семинарах, чтобы не было скучно, а было полезно? Слушать и слышать другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема. Постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством. Если это кажется невероятным, просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя. Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в Вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя, попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога, который уже после лекции на семинаре может превратиться в диалог реальный. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной.

Если вы с чем-то не согласны с преподавателем, то не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятия, либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись.

Совет 3. Как на лекции успевать записывать? Умение конспектировать устную речь приходит в процессе практики, то есть присутствия на занятиях и ведения записей. Не пытайтесь записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Важнее уловить главную мысль, основные факты, которые и следует записать. Не экономьте на бумаге - оставляйте на страницах записей поля для своих заметок. Используйте при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно.

Совет 4. Настройтесь на то, что подготовка к сессии начинается… с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленитесь хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясните, много ли осталось совершенно темных мест. Если прояснить их не удается даже с помощью учебника, не стесняйтесь обратиться к преподавателю – лучше, если вы спросите его сейчас, чем он вас потом – на экзамене. Читать литературу нужно тоже начинать сразу. На семинарах не отсиживайтесь в уголке, а ведите себя активно – выступайте с дополнениями, уточнениями, задавайте вопросы. Если при этом не будете пропускать лекций и будете вовремя сдавать рефераты, имеете реальный шанс попасть в привилегированную касту «автоматчиков».

Что делать, если не удалось стать VIP персоной? Проанализируйте свои записи и обязательно расположите весь материал согласно зачетно-экзаменационным вопросам, чтобы точно знать, где что у Вас записано. Готовить ли «шпаргалки»? Да, это полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету. Согласитесь, если Вы самостоятельно подготовили такие «шпаргалки», то есть провели инспекцию и систематизацию своих знаний, скорее всего, Вы и экзамены будете сдавать более уверенно, так как у Вас уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

Совет 5. Старайтесь в любой деятельности придерживаться следующего алгоритма.

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

2. Подумайте, почему Вы это будете делать, что Вас толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Оцените пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия (обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим).

4. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определив время для каждого этапа.

5. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляйте и используйте обратную связь.

6. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий и иметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою лень или справиться с другими негативными характеристиками. Воспитание воли и умений сознательно регулировать свое поведение становятся очень важными задачами в процессе Вашего саморазвития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных