ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук. 3 страницаПреподавание — это деятельность учителя по: · передаче информации; · организации учебно-познавательной деятельности учащихся; · оказанию помощи при затруднении в процессе учения; · стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; · оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности. Учение — это деятельность ученика по: • освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; • самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; • осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. Учебная деятельность включает в себя: • овладение системами знаний и оперирование ими; • овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками; • развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего; • овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.). Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах. Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату). Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: · различения или узнавания предмета (явления, события, факта); · запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации. Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность. Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя). В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают: · степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности; · темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения; · уровень образованности или профессионального мастерства; · готовность повысить образование. В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию. Закономерности обучения Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала). К внешним закономерностям относятся: · социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; · воспитывающий и развивающий характер последнего; · обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; · зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся: · зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; · отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; · подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика; · задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку. Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики. В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения. В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения. Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы: • наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным, в передаваемой информации; • системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся; • активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога; • взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения; • доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения; • народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре. Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения. Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).
14. Система дидактических принципов Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер, некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Общепризнанные принципы: 1)сознательности и активности; 2)наглядности; 3)систематичности и последовательности; 4)прочности; 5)научности; 6)доступности; 7)связи теории с практикой. 2 ист. Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения: - основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (занимающий 45 минут); - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя; - ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине; - класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется); - класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий; - для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня; - учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями; - учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине; - обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов. Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения: - лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут); - практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза; - в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента; - учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения); - совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе; - курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий; - учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы; - каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам; - обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома). В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе). Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование. Особенности школьного урока: · урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей); · дидактическая структура урока имеет строгую систему построения; · определенное организационное начало и постановка задач урока; · актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; · объяснение нового материала; · закрепление или повторение изученного на уроке; · контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; · подведение итогов урока; · задание на дом; · содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана; · каждый урок является звеном в системе уроков; · урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока; · основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения. 1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин). 2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками. 3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков. 4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения. 5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий. В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра. Общие требования к современному уроку кратко можно сформулировать так: - вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; - формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; - повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; - осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; - формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни. - вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. Эти требования условно можно поделить на четыре группы. Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений. Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость. Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. 15. Системы и формы организации обучения. Классно-урочная система обучения. Формы организации обучения (организационные формы) – это внешние выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. Классно-урочная форма обучения: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса. Формы учебной работы на уроке. Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Требования к уроку: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижения триединой цели: обучить, воспитать, развить. Типы уроков: 1)комбинированные; 2)уроки изучения новых знаний; 3)уроки формирования новых умений; 4)уроки обобщения и систематизации изученного; 5)уроки контроля и коррекции знаний и умений; 6)уроки практического применения знаний, умений. 17. Проблема эффективности современного урока. Подготовка учителя к уроку. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке выделяются 3 этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. В плане начинающего педагога должна быть отражены следующие моменты: Дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводиться; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом. 18. Методы обучения и их классификация. Приемы и средства обучения. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Прием – это элемент метода, его составлная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
19. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
20. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
21. Контроль и оценка в обучении. Проверка – составной компонент, контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание и оценку проверки. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений. Требования принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Принцип наглядности заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявления уровня знаний обучаемых. Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая как и ткущая должна быть тематической. Четвертое звено в системе – периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Педагог, каждый раз вынося оценку, должен обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. 22. Индивидуализация и дифференциация обучения как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|