Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория и методика воспитания 5. Раскройте понятие эстетическое воспитание на примере подготовленного фрагмента конспекта урока литературы




Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явление возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляет фундамент эстетического развития личности. Для того, чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, увлеченностью. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное доказательство или решение», понимая под этим простоту.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между школьниками. Примитивные, неискренние отношения между людьми в семье и школе ранят личность ребенка. И наоборот, тонкие отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время. Детей нужно привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, классе, дома. Чрезвычайно большой интерес представляет опыт Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях, идеальной чистоте.

Эстетич. восприятие природы. Природа –источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетич. чувства, наблюдательности, воображения. Ушинский говорил, что из впечатлений своей жизни он вынес глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. Эстетич. Отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В процессе формирования эстетич. культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, где они изучают и наблюдают явления природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетич. видение ее красоты, разыгрывается воссоздающее воображение и образное мышление.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, рек, полей, степей; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы.

Воспитанию эстетич. отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим – Черное ухо» Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Айтматова, «Царь-рыба» Астафьева, «Русский лес» Леонова, «Прощание с Матерой» Распутина, повести и рассказы Белова, Солоухина).

Формирование эстетич. культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетич. возможности проявляются в исскустве. Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изо. Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть худ. воспитанием. Обращаясь к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда худ. произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника не убивает эмоциональности восприятия, а наоборот углубляется и осмысливается.

Одно из сильных средств воспитания лит. вкуса и эстетич. отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учат воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы худ. произведения в своем воображении, подмечать свойства и характеры действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких худ. средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие худ. вкуса поощряет школьников к эстетич. деятельности.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, гармонию, худ. вкус. Большое место отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи.

Одним из средств приобщения учащихся к худ. культуре является преподавание изо. Призвано вызывать у школьников худ. мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности (живопись, лепка, декоративно-прикладное искусство).

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразит. искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально – эстетическое отношение к произведениям искусства.

Возможности худ. образования и и эстетич. воспитания учащихся, представленные учебным планом и программой, ограничены. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей искусства.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино, видео, телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждаются в тонком педагогическом руководстве. Эстетич. воздействием обладает театр. Необходимо предварительно готовить к восприятию театрального искусства.

Т.о., эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Пример: урок на тему «Крыша дома твоего» (Распутин «Прощание с Матерой»)

Цели урока: ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; выявить гражданскую позицию художника; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его творчеству; фотоэтюды, аудиокассеты с записью песни Ю.Антонова"Крыша дома твоего" и песни "Дом родной".

Эпиграф урока:

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом. В.Рапутин

Записи на доске: "

Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви."

(В. Распутин)

"...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход". (В. Распутин)

Словарная работа:

Прощание, Проститься, Матёра - матерый; мать; материк. Матёрый -

Ход урока:

(Звучит песня Ю. Антонова "Крыша дома твоего").

Слово учителя: "Крыша дома своего..." Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.

- Как? Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения.

- Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.

- Какой вы видите Матёру?

По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров... Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз".

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?

- Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

- Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).

- Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.

(Работа по тексту)

-Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?

-Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

- Сцена на кладбище - это "по-человечески"?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

(У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

- Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья)

- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница.

-Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

- Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

-Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

- Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?

-Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой?

- В чём смысл конфликта повести?

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)

- Какие проблемы ставит Распутин в повести?

(Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

-Какие символы помогают понять авторский замысел?

(Один из традиционных символов жизни - дерево- Старая лиственница- "царский листвень" - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила- не могут справиться с ним.

Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку

жизни, конец дней Матеры.

Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.

С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры.

Главный же символ является ужев самом заглавии.

Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во всеми веками накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.

Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Зачмитывается эпиграф.

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.

- Звучит песня " Дом родной" в исполнении девочек






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных