Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История педагогики и образования 2. Опираясь на педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, охарактеризуйте систему воспитательных средств при подготовке к сочинению.




В.А. Сухомлинский (1918 - 1970 гг.).

Актуальность его творческого наследия состоит в том, что впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, - такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, - и сделал это лейтмотивом своей гуманистической системы воспитания. Тем самым, работая в 1950-1960-е гг., он предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально- положительное обеспечение данного процесса.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, где проблема развития и воспитания нравственных чувств школьников получила свое отражение, поистине огромно.

Им написано 50 книг и более 700 журнальных и газетных статей. Гуманистическая направленность его работ обусловила непрекращающийся интерес к изучению теоретического и практического наследия павлышского новатора педагогами и учеными не только нашей страны, но и многих других стран мира. Одна из его наиболее известных книг - «Сердце отдаю детям» - выдержала 55 изданий на 29 языках.

Эмоциональные аспекты нравственного развития личности в наследии В.А.Сухомлинского.

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.

В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических, эмоционально-ценностных для воспитанника средств – эмоциональных стимулов.

Эмоциональные стимулы – «это педагогические средства, актуализирующие эмоциональную сферу личности; это внешние эмоционально-ценностные побудители, воздействующие, прежде всего, на чувства и вызывающие у воспитуемых адекватный эмоциональный отклик, нравственное сопереживание» [1].

Основная педагогическая функция внешних стимулов - актуализация эмоциональной сферы воспитанника в процессе развития нравственных чувств, оптимизация и повышение организационно-методического инструментария процесса воспитания.

Большинство исследователей к эмоциональным стимулам относит игру, романтику, соревнования (Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Б.Т. Леухин, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, К.Д. Юрьева, С.А. Шмаков, Г.А. Шпона, М.Г. Яновская). Ряд авторов предлагает включить в группу эмоциональных стимулов средства искусства (З.И. Равкин, Г.И. Щукина, М.В. Юрьева). М.Г. Яновская относит к эмоциональным стимулам, помимо вышеперечисленных феноменов, также проблемно-поисковые ситуации и эмоционально-образные средства (средства искусства, художественную литературу, творчество детей и др.).

Таким образом, к эмоциональным стимулам относится все то, что в наибольшей степени способствует привнесению в жизнь и деятельность школьников творческого начала и эмоциональному обогащению воспитательного процесса.

Правомерно утверждение, что понятие «эмоциональные стимулы» трактовалось В.А. Сухомлинским преимущественно как внутренние побудители нравственной активности личности (чувства долга, чести, достоинства, самоуважения).

Актуализация эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания.

Развитие нравственных чувств в педагогической системе В.А. Сухомлинского начиналось в дошкольном и младшем школьном возрасте с формирования эмоциональной культуры как основы воспитуемости личности, с приобщения к прекрасному в мире природы.

В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «… каждый поход, каждая экскурсия в мир природы, встреча с ее красотой оставляли в душе ребенка капельку радости». Познание красоты природы должно способствовать познанию нравственной красоты человека - так определял он эту педагогическую задачу.

Природа, по убеждению, - первоисточник формирования восприимчивости ребенка к каждому из средств нравственно-эстетического воспитания: художественному слову, музыке, искусству, литературе, живописи.

В.А. Сухомлинский считал, что развитие нравственных чувств невозможно без развития эмоциональной культуры, которая формируется, когда человек «понимает и ощущает игру слова - его смысл, богатство, эмоциональную окраску». Познание красоты художественного слова - «чтобы уже в детстве красота слова стала источником и средством познания прекрасного» - начинается с путешествия в природу, «к источникам родного слова», как образно называл это павлышский педагог.

Встречая первые лучи солнца на рассвете, слушая пение птиц, любуясь красотой природы, дети постигали эмоциональную окраску слова. Проведение занятий на открытом воздухе в «Школе радости», экскурсии и походы, во время которых воспринималась и переживалась красота окружающего мира, стало стимулом, побуждающим детей к художественному творчеству - сочинению сказок, стихов. В младшем возрасте такое творчество носило преимущественно коллективный характер, но с подросткового - оно становилось индивидуальным. «Красота родного края, - писал В.А. Сухомлинский, - которая открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник чувства любви к Родине».

Одним из средств формирования эмоциональной культуры, развития восприимчивости к слову, павлышский педагог считал обогащение речи и образного мышления ребенка через определение им явлений, встречающихся в природе. Это требовало от детей большого интеллектуального и эмоционального напряжения, «внутренней работы по самовоспитанию чувств».

Для каждого года обучения были подобраны художественные произведения или же их фрагменты, которые читались на лоне природы детям. Это стимулировало отзывчивость детей на эмоциональную окраску слова.

Переживание от наслаждения красотой – это первое побуждение к творчеству, находящему свое выражение в самых разнообразных формах. В Павлышской школе действовала стройная система реализации творческого потенциала учащихся, четко учитывающая их возрастные особенности и включающая в себя следующие виды их художественного творчества: сочинение сказок (6-8 лет), поэтических миниатюр (8-9лет), прозаических миниатюр (10-11 лет), творческие сочинения на заданную тему (12-14 лет) и на оригинальную тему (15-17 лет).

Особое место в педагогической системе В.А. Сухомлинского принадлежит сказке как средству развития нравственных чувств детей в младшем возрасте. Сказка рассматривается им как стимул, способствующий появлению у детей нравственных переживаний на основе конкретно-образных восприятий и представлений. Благодаря сказке, утверждал павлышский педагог, ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. В этом возрасте дети воспринимают нравственную идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких эмоционально- значимых образах.

В Павлышской школе была создана «Комната сказки», где дети не только слушали сказки, но и, играя, сами сочиняли их продолжение. Посещение ее было нечастым – один раз в две- три недели, во избежание эмоционального пресыщения. Интерьер этой комнаты, необычность обстановки, в которой рассказывались сказки («Сказки вечерних сумерек»), были эмоциональным фоном, способствующим развитию и проявлению их творческих способностей. «Каждая картинка, каждый наглядный образ в «Комнате сказки», – писал В.А. Сухомлинский, - обостряли восприимчивость к художественному слову, раскрывали нравственную идею сказки»]. Таким образом, актуализация эмоциональной сферы воспитанников в этом процессе инициировала их нравственные переживания.

В практике В.А. Сухомлинского имела место взаимосвязь и взаимодействие игровой деятельности и прослушивания сказок детьми. Как отмечал педагог, «игра в «Комнате сказок» перетекала в творчество - дети становились героями сказки, а куклы в их руках помогали передавать мысли и чувства. В куклах - образ того, кого дети стремятся приручить». Помимо этого, дети сами сочиняли сказки-миниатюры, лейтмотивом которых была, по словам павлышского педагога, «благородная идея - любовь к людям, сочувствие и сострадание, также – непримиримость к злу».

Актуализация эмоциональный сферы личности в процессе этического просвещения. Одной из главных форм этического просвещения в Павлышской школе были этические беседы.

Требования, которые В.А. Сухомлинский предъявлял к этой форме этического просвещения, свидетельствуют о том, что построение этических бесед мыслилось им с позиции актуализации эмоциональной сферы. «Этическая беседа должна оставлять эмоциональный след, - писал он. - Яркий убедительный образ позволяет не прибегать к поучениям, поскольку моральное поучение уже содержится в таком образе. Поэтому необходимо использовать для беседы яркие запоминающиеся образы, конкретные факты, волнующие примеры».

Содержание этических бесед воплотилось в книгах В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике». Их структура, содержание, тематика явились итогом многолетней работы павлышского педагога с детьми.

Книга «Как воспитать настоящего человека» построена в виде цикла бесед, посвященных нравственному воспитанию детей. Каждая беседа состоит из педагогического поучения, раскрывающего какую-либо моральную норму, и авторского рассуждения над ним. Смысловой центр этих бесед – развитие нравственных чувств ребенка, о чем свидетельствуют и названия разделов книги: «Как формировать чувство совести», «Как воспитать в своем питомце способность к соучастию, сопереживанию», «Как учить пониманию идеи долженствования», «Что такое достоинство личности и как его воспитать» и другие.

Органичным продолжением этого педагогического произведения стала «Хрестоматия по этике», в которой в яркой эмоциональной форме (сказки, легенды, притчи, рассказы) раскрывается сущность проблем нравственности, поставленных в книге «Как воспитать настоящего человека». «Хрестоматия по этике» предназначается для детей разного возраста – от дошкольного до подросткового – и состоит из восьми разделов. Внутри каждого раздела материал располагается по мере его усложнения, т.е. соблюден возрастной подход. Ценность этой книги, прежде всего, в подборе эмоционально-насыщенных жизненных сюжетов, которые адресованы конкретной возрастной группе детей, а также – родительской аудитории.

Можно утверждать, что лейтмотив книг «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике» – обращенность к эмоциональной сфере ребенка в процессе нравственного воспитания. Большое место на общем проблемном фоне данных книг занимают вопросы развития и воспитания совести, чувства долга, ответственности, стыда, гуманных чувств, чувства патриотизма и гражданственности, любви. Через художественные эмоционально-выразительные образы В.А. Сухомлинский рассмотрел проблемы формирования у подрастающего поколения моральных убеждений. Эти убеждения выражаются в нравственно-ценной деятельности воспитанника, инициированной его нравственными переживаниями. Именно этот аспект педагогики В.А. Сухомлинского созвучен современным процессам гуманизации образования, организации нравственного воспитания с позиций эмоционально-потребностной сферы ребенка.

Большое значение В.А. Сухомлинский придавал индивидуальному чтению как форме этического просвещения. Вместе с культом Родины, культом Матери, культом человека и родного слова в Павлышской школе царил также и культ книги. По убеждению В.А. Сухомлинского, чтение должно было стать одной из главных духовных потребностей личности, поскольку оно является «могучим средством воспитания разума и добрых чувств». Индивидуальное чтение оказывает существенное влияние на формирование эмоциональной самооценки, стимулирует рефлективные переживания личности.

В Павлышской школе была основана «Комната мысли» - небольшой читальный зал, в котором находилась «Вечная библиотека» - свыше 300 специально отобранных произведений художественной литературы. Принципом отбора являлись идеи развития нравственных чувств, которые показывались в этих произведениях. «Идеи, раскрывающиеся в этих книгах, - писал В.А. Сухомлинский, - таковы»: «Смысл жизни – в служении народу, Родине, возвышенным идеалам», «Верность Родине, борьба за ее могущество и процветание – высшая доблесть», «Служи Отечеству разумом, творчеством», «Человек – высшая ценность». «Художественные произведения, раскрывающие эти идеи, необходимы для воспитания благородных чувств».

Итак, анализ педагогических произведений и опыта В.А. Сухомлинского убеждает нас в том, что организация эмоционально-ценностной среды в целях развития нравственных чувств школьников осуществлялась им через применение педагогических средств актуализации эмоциональной сферы личности – эмоциональных стимулов. Хотя В.А. Сухомлинский не пользовался современной терминологией, весь его творческий опыт убеждает нас в том, что он практически воплощал в воспитании многие идеи воздействия на эмоциональную сферу учащихся. (Они исследовались и внедрялись в практику в более поздний период).

Реализация эмоционального стимулирования в развитии нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры, эмоционально- образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественной литературы, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы как источника нравственного самосовершенствования.

В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно- поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного стимулов (проведение этических бесед в яркой, эмоционально- значимой для ребенка форме).

Актуализация эмоциональной сферы личности специальными эмоционально-ценностными средствами стимулировала развитие нравственных чувств школьников, инициировала волевые усилия, направленные на осуществление нравственно- ценной деятельности и самовоспитания.

Можно утверждать, что, разработанные В.А. Сухомлинским принципы, содержание, формы и методы развития и воспитания нравственных чувств представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания в современной школе.

Школа и учение, книга и слово учителя, родителей перестали быть единственным воздействием на ребенка. Возросла роль других средств. К ним относят прежде всего средства массовой информации, компьютер и интернет, рекламу и массовую культуру, молодежную субкультуру. Средство – это прием, способ для достижения цели. К средствам обучения можно отнести письмо, речь, символы и знаки, произведения искусства, технические средства. Ушинский называл средствами воспитания учение, труд и саму жизнь ребенка в семье и школе, отношение с окружающими, совместные дела и общение. Макаренко, Шацкий ввели актив, труд, общественная коллективная деятельность детей, игра, искусство.

Средства воспитания: природа, музыка, живопись, слово, пособия, игры и игрушки, техника

Урок «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»:

1. Орг.момент.

2. Подготовка к восприятию картины - познакомимся с великолепными произведениями искусства: музыкального, словесного и изобразительного. Прослушайте текс и определите основную мысль и тему. Беседа по тексту. Определение пейзажа.

3. Рассматривание картины – хотела бы познакомить с произведением изобразительного искусства, с пейзажем, написанным уже кистями и красками. Хочу представить репродукцию картины известного русского художника Игоря Грабаря. Показываете репродукцию. В это время звучит аудиозапись Чайковского «Времена года», на фоне которой учитель читает текст (это воспоминания самого живописца).

4. Анализ картины и языковая подготовка.

5. Устное сочинение.

6. Итоговое восприятие картины

7. Написание сочинения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных