Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС




Задачи занятия: 1. Раскрыть сущность педагогики как науки, ее объект, предмет, функции, задачи. 2. Рассмотреть взаимосвязи между основными категориями педагогики. 3. Рассмотреть образование как развивающееся общественное явление и педагогический процесс.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – объект, предмет, функции, задачи, источники, основные понятия педагогики.

Уметь – объяснить роль образования и воспитания в развитии общества, раскрыть и обосновать связи между основными категориями педагогики.

Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни существуют с тех пор, как появилось человечество. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным, производственным, духовным опытом предшественников, обогащало и развивало его, в более развитом виде передавало потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению науки педагогики.

Педагогика – это наука об образовании, воспитании, обучении человека.

Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к ХVII веку и связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Многие идеи Я.А. Коменского не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование.

Предметом педагогики являются определяющие развитие и формирование личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического (образовательного) процесса.

Функции педагогики: теоретическая (изучение и обобщение передового педагогического опыта; описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей образовательного процесса; исследование педагогической действительности и построение на ее основе моделей образования и др.); технологическая (разработка новых форм, методов, средств, систем воспитания, обучения, управления образовательными структурами; внедрение достижений педагогической науки в практику и др.).

Задачи педагогики как науки:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности.

2. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

3. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

5. Разработка новых методов, средств, форм, технологий воспитания, обучения, управления образовательными структурами.

6. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания и обучения в современных быстроизменяющихся условиях.

К основным понятиям (категориям) педагогики относят образование, воспитание (в его широком и узком педагогическом смысле), обучение, развитие. Все категории педагогики тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественных организаций, церкви, школы, семьи, всего общественного устройства. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает в себя как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования. Это обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

Таким образом, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А., 2002).

Образование как педагогический процесс – это процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление прогрессивных слоев общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому, эстетическому.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащихся под руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Развитие – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Связь педагогики с другими науками. Педагогика как наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека относится к системе человекознания и в этой системе тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки (философия, этика, эстетика, социология, культурология и др.), как продукта биологической эволюции – биологические науки (анатомия, физиология, гигиена, медицина и др.), как мыслящее существо – психологические науки (возрастная, педагогическая, социальная психология и др.).

Система педагогических наук. По мере развития педагогической науки выделились ее ветви (отрасли), которые развиваются независимо от общей педагогики, но на ее базе. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Традиционно выделяют следующие отрасли педагогики:

1. Общая педагогика, которая исследует общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития личности. В структуре общей педагогики выделяют: общие (теоретико-методологические) основы педагогики; теорию обучения (дидактику); теорию воспитания; теорию управления образовательными системами.

2. Возрастная педагогика, изучающая возрастные аспекты воспитания, образования, обучения и развития личности. В подсистему возрастной педагогики входят такие отрасли, как: ясельная (преддошкольная) педагогика; дошкольная педагогика; школьная педагогика; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; андрагогика (педагогика взрослых); геронтогогика (педагогика людей пожилого и старческого возраста).

3. Коррекционная (специальная) педагогика изучает специфику воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. В подсистему коррекционной педагогики входят следующие отрасли: сурдопедагогика (слабослышащих и глухих); тифлопедагогика (слабовидящих и слепых); олигофренопедагогика (умственно отсталых), логопедия (наука, изучающая нарушения речи и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения).

4. Прикладные отрасли педагогики (педагогика спорта, военная, инженерная, театральная, производственная, лечебная, семейная и др.).

5. История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики в различные исторические эпохи.

6. Многочисленные частные методики (предметные дидактики), которые изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

В настоящее время как в трактовке педагогики, так и в определении ее предмета среди специалистов до сих пор нет единого мнения. Со второй половины 90-х гг. ХХ в. большинство специалистов считают предметом педагогики образование, а не воспитание, как это было ранее. Это произошло потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения используется слово «образование». К этому обязывает также Закон РФ «Об образовании», в котором образование является базовым термином и обозначается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Таким образом, понятие «образование» сегодня имеет несколько значений: как общественное явление (ранее в этом значении употреблялось слово «воспитание») и как целенаправленный педагогический (образовательный) процесс, что и составляет предмет педагогики. В современных условиях, когда Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое образовательное пространство, необходимо принять эту терминологию, слово «образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в педагогической науке и практике. Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним термина «образование» в вышеуказанных смыслах (Крившенко Л.П., 2007, С. 66).

 

 

Вопросы:

1. Что изучает педагогика?

2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

3. Назовите функции педагогики.

4. Каковы задачи педагогики как науки?

5. Дайте определения основным понятиям педагогики.

6. Дайте характеристику образования как социального явления.

7. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

8. Назовите отрасли педагогики.

9. Какое значение имеет изучение педагогики для специалиста по физической культуре и спорту.

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. 1.1. Проведите сравнительный анализ основных понятий педагогики, указав их взаимосвязь и специфические особенности по следующей форме:

Определение понятия Взаимосвязь Специфические особенности
Воспитание в узком его значении -    
Обучение –  

1.2. Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние данных процессов (например, обучения и воспитания в узком его значении или обучения и развития).

2. На основе сравнительного анализа текстов учебников по педагогике, указанных в списке литературы, и своего представления о проблемах образования в ХХ и ХХI вв. приведите аргументы, выскажите ключевые идеи в защиту сохранения термина «воспитание в широком его значении» как термина, включающего в себя понятие «образование», и наоборот: термин «образование» должен включать в себя понятие «воспитание в широком его значении» и быть базовым.

Аргументы первого направления обсуждаются в одной микрогруппе студентов, второго направления – в другой микрогруппе. Представители микрогрупп выступают с кратким сообщением по результатам обсуждения. Преподаватель отмечает наибольшую аргументированность одного из выступлений.

3. Познакомьтесь с мнениями разных авторов о педагогике: науке и искусстве (табл. 1), ответьте на поставленные вопросы.

§ Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность утверждений авторов.

§ Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на лекции и практическом занятии.

§ Продолжите предложения:

Педагогика – это наука, так как ______________________.

Искусство в педагогике – это ________________________.

Таблица 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных