ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА III. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИЗадачи занятия: 1. Сформировать понятия о биологической, социальной сущности личности. 2. Раскрыть движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности; взаимосвязь процессов развития и воспитания. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: Знать – биологическую и социальную сущность человека, движущие силы и закономерности развития, основные факторы, влияющие на развитие человека и формирование его личности. Уметь – анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития при планировании обучения и воспитания, при решении и обсуждении педагогических ситуаций, задач. Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения. Человек – биологическое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества. Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Развитие личности – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие связано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения и др.), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая и биосоциальная. Суть данных концепций представлена в табл. 3 (см. задания для самостоятельной работы). Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Движущими силами развития личности являются противоречия (столкнувшиеся в конфликте противоположные начала), внутренне присущие этому процессу. Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает (внутренние противоречия); между требованиями, предъявляемыми учебным заведением, и желаниями учащегося (внешние противоречия); между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения (общие противоречия) и др. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии человека и формировании его личности. Закономерности развития – зависимости между процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и др. На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы. К биологическим факторам, влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены. К наследственным свойствам организма относят: анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности); физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи); физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор и др.); особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности); аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения и др.). Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. К социальным факторам, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Под средой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это - целенаправленная, специально организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие. Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные и др.) и отношения к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию. Личность в своем развитии проходит определенные этапы (периоды), которые условно называют возрастом. Возраст в широком смысле – временная характеристика индивидуального развития человека; в узком смысле – определенный период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими рамками (например, «младший школьный возраст», «подростковый возраст» и т.д.). В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностном отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает их от других возрастных групп. Установлена следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет): младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); средний школьный или подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет); старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет). Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Его изменение характеризует смену возрастных периодов. Основным критерием деления детского развития на возрастные этапы является возникновение психических новообразований, т.е. изменений в психических процессах, способствующих овладению новым типом деятельности (табл. 2). Таблица 2 Возрастная периодизация (по Д.Б.Эльконину)
Примечание: За основу принята таблица, представленная в кн. Общая педагогика / В.И.Смирнов. Изд. второе.- М.: Логос, 2002.- С.81.
Возрастные особенности детей рассматривают по трем направлениям: особенности физического развития (морфологические, биохимические, физиологические); особенности психического развития (особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения); особенности личностного развития (отношения к себе, к окружающим людям, к сверстникам, к труду). Знание закономерностей возрастного развития детей – одна из ведущих предпосылок эффективной педагогической деятельности. Учитывать возрастные особенности в педагогическом процессе значит: знать меру сил и возможностей детей каждой возрастной группы; ориентироваться на те черты, которые находятся еще в зародыше или очень слабо развиты; предъявлять к личности в любом возрасте оптимальные требования. Наряду с учетом возрастных особенностей детей педагог должен учитывать в педагогическом процессе особенности их индивидуального развития. Индивидуальные особенности могут проявляться в физическом состоянии и здоровье, в познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатках к изучению разных предметов), в чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте и др.), в степени восприимчивости педагогических влияний (уровне обучаемости и воспитуемости) и т.д. Индивидуальное развитие зависит от природных задатков и условий жизни. Суть индивидуального подхода состоит в гибком использовании педагогических методов, средств, форм, исходя из интересов, наклонностей, свойств, качеств, притязаний и возможностей каждой личности, с целью достижения оптимальных результатов педагогического процесса по отношению к каждому воспитаннику. Например, поручение воспитаннику заданий в соответствии с его возможностями и способностями, создание специальных ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества. Индивидуальный подход – необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое педагогическое воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. Индивидуальный подход необходим каждому воспитаннику как «трудному», так и благополучному, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны. Вопросы: 1. В чем сущность развития человека и формирования его личности? 2. Каковы движущие силы развития личности? 3. Назовите основные общие закономерности развития. 4. Покажите роль каждого фактора в развитии личности. Проиллюстрируйте это примерами. 5. Что значит учитывать возрастные особенности развития личности в педагогическом процессе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственной практики. 6. Что значит учитывать индивидуальные особенности личности в педагогическом процессе? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственной практики.
Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии: 1.1. Покажите общее и различие в понятиях развитие личности и формирование личности.
1.2. Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние процессов обучения и развития; воспитания и развития. 2.1. Познакомьтесь с содержанием основных концепций о природе, источниках и факторах развития человека (табл. 3). § Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность данных концепций. § Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на учебных занятиях. Таблица 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|