Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образовательные учреждения, их типы и организационная структура




Основным типом учреждений системы образования являются организации, обеспечивающие содержание образования, обучения и воспитания и реализующие одну или несколько образовательных программ. По организационно-правовым формам они могут быть государственными (федеральные, региональные, муниципальные) и негосударственными (учредители – частные лица, учреждения общественных и религиозных организаций). На все учреждения системы образования, независимо от их организационных форм и подчиненности, распространяется законодательство в области образования.

Типы учреждений системы образования: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); специальные (коррекционные) для учащихся с различного рода отклонениями; дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, дома творчества и др.); для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; другие образовательные учреждения (аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры и т.д.)

Краткая характеристика общеобразовательной школы (три ступени):

1. Начальная школа (продолжительность обучения - 3-4 года). Обязательная ступень. Цели: обеспечение становления личности, целостного развития ее способностей; формирование умения и желания учиться. Характеристика учебного процесса: учебные предметы имеют характер интегрированных курсов, закладывающих первоначальные представления о природе, обществе, человеке, труде. Могут вводиться факультативные занятия.

2. Основная школа (продолжительность обучения - 5 лет). Обязательная ступень. Цели: закладка основ общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения в общественную жизнь; обеспечение развития личности, ее способностей к социальному самоопределению; глубокого усвоения основ наук; формирования научного мировоззрения. На этом этапе вводятся дополнительные предметы по выбору, но обязательные предметы охватывают 75-80% учебной нагрузки; обучение может вестись по разноуровневым программам.

3. Средняя (полная) общеобразовательная школа (2 года). Цели: завершение общеобразовательной подготовки; создание условий для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в общественную жизнь. Обязательная нагрузка уменьшается по сравнению со второй ступенью за счет увеличения предметов по выбору; по решению совета школы могут вводиться классы профильного обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, экономический и др.); трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Управление предполагает деятельность, направленную на выработку решений, организацию ее хода, контроль, регулирование процесса деятельности в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление деятельностью учебных заведений (школа, вуз и др.) представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, направленное на достижение поставленной цели на основе познания его объективных закономерностей.

Эффективность управления деятельностью учебных заведений предполагает умения руководствоваться рядом основополагающих идей по осуществлению управленческих функций. Эти идеи являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. Их называют принципами управления. В теории и практике внутришкольного управления к принципам относят следующие:

§ Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами (ориентация на развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей).

§ Системность и целостность в управлении (ориентация как на целостность, в которой можно выделить составные части, так и на их взаимосвязи; это способствует созданию системы, не повторяющей свойств составных частей или компонентов).

§ Рациональное сочетание централизации и децентрализации (рациональное сочетание администрирования и инициативы учителей и учащихся).

§ Единство единоначалия и коллегиальности в управлении (ориентация на преодоление субъективности и авторитаризма в управлении образовательной системой).

§ Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами (ориентация на преодоление неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации).

Взаимодействие участников педагогического процесса (директора, его заместителей, ответственных за разные направления работы, учителей, учащихся и др.) осуществляется также на основе руководства следующими принципами: педагогического анализа сложившейся ситуации; целеполагания (постановка целей) и планирования (принятия решений); организации и управления педагогическим процессом, включающих в себя оценку, отбор, обсуждение годичных и текущих учебных планов, качества учебной работы, развития творческой инициативы учителей, повышения их квалификации, организации экспериментальной работы и др.; использования разнообразных форм контроля с целью регулирования качества усваиваемых учениками знаний, умений и навыков, их воспитанности и др. Руководство принципами способствует успешной совместной деятельности педагогов и учеников, направленной на гармоничное развитие личности каждого ученика, на самоопределение и создание условий для саморазвития.

Коллектив педагогов может достигать поставленной цели не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованности, дифференциации и координации совместной с учениками деятельности. Это условие нашло отражение в выделении структурных компонентов педагогической системы, тесно связанных с функциональными компонентами, но имеющих разные уровни. Первый уровень структурных компонентов педагогической системы характеризуется деятельностью директора образовательного учреждения, обеспечивающей функционирование педагогической системы; второй уровень – деятельностью директора совместно с заместителями и ответственными за разные направления работы; третий – деятельностью главным образом учителей, воспитателей, классных руководителей; четвертый – деятельностью органов ученического самоуправления с помощью и под контролем педагогического коллектива.

Основное место в управляемой педагогической системе занимает ученический коллектив, в котором можно выделить два уровня управления: по вертикали – общий ученический коллектив и коллектив групп или классов, и по горизонтали, где управляемая система представлена кружками, спортивными секциями и др. Управляемая педагогическая система отражает единство и многообразие видов деятельности педагогов и учеников.

Педагогу необходимо представлять возможные способы воздействия на учеников, взаимодействия с коллегами и учениками с целью управления педагогической системой, т.е. методы обучения и воспитания учеников. Эффективность комплекса методов и каждого метода в отдельности зависит от их соответствия конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учениками. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др. педагог должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики обученности, воспитанности, индивидуального развития и др.

Способы управления педагогической системой называют методами управления. Выбор их зависит от цели деятельности образовательного учреждения. Условно их классифицируют: по объекту управления (федеральные, региональные); по субъекту управления (административные, хозяйственные); по целям (стратегические, тактические, оперативные); по механизму влияния (организационно-педагогические, организационно-распорядительные); по стилю (авторитарный, демократический, либеральный); по времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

К основным организационным формам управления деятельностью учебного заведения относят: Совет общеобразовательного учреждения; педагогический совет (школы, другого общеобразовательного учреждения); организация системы методической работы, как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей; предметные методические объединения преподавателей; самообразовательная работа педагогов.

 

Вопросы:

1. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения.

2. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства РФ.

3. Что включает в себя система образования?

4. Назовите типы и виды учреждений системы образования в РФ.

5. Охарактеризуйте принципы управления педагогическими системами и пути их реализации. В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие.

6. Охарактеризуйте условия успешного управления педагогической системой коллективом педагогов.

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Раскройте основные положения государственной политики в области образования, установленные в Законе Российской Федерации «Об образовании».

2. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.

Типы и виды образовательных учреждений Краткая характеристика современных образовательных учреждений
   

 

3. Что должен проанализировать директор школы, классный руководитель, учитель физической культуры перед составлением плана предстоящей работы? Что должны знать ответственные лица, чтобы обосновать (доказать правильность) своего плана работы, дифференцировать виды работы, координировать деятельность педагогов и учеников?

 

Литература: основная – 3, 9, 20, 24; дополнительная – 5, 11, 30, 32.

 

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине «Педагогика»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных