Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет Тенденции развития образования в современном мире. Глобализация и интернационализация высшего образования. Болонский процесс.




Глобализация как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Однако общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х. В связи с огромным разбросом политических пристрастий в современной мировой науке и политике единого общепризнанного определения глобализации не существует; имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер.

Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран. Таким образом, глобализация подразумевает усиление сотрудничества между нациями, что приводит к возникновению гибридной мировой культуры и смешению национальных традиций.

С другой стороны, интернационализация, которая в широком смысле, является важным источником глобализации, объясняет характер сближения национальных культур, источники их развития. Интернационализация - признание чего-нибудь интернациональным, свободным для международного пользования, процесс адаптации продукта к языковым и культурным особенностям региона, отличного от того, в котором разрабатывался продукт. Она, в отличие от глобализации, предполагает существование национальных государств и отражает мировой порядок, над которым доминируют национальные государства. Поэтому было бы ошибочно рассматривать интернационализацию как процесс распространения западных ценностей и культурных образцов на другие народы. Интернационализация основана на кросскоммуникации и обмене между разделенными народами.

Глобализация и интернационализация - это два взаимосвязанных процесса, которые затрагивают все сферы и взаимоотношения современного мира, в том числе и высшую школу, что приводят к преобразованию университетов в новые формы. Национальные системы высшего образования заметно трансформируются, приобретают всё большее сходство, но это происходит с учётом специфики социального устройства, экономики, политики, педагогических традиций той или иной страны. В организации и содержании высшего образования возникают и развиваются компоненты наднационального универсального свойства. Показателями этого процесса выступают сходные изменения в структуре, содержании и методах высшего образования (открытое образование, дистанционное обучение и пр.).

Интернационализация университетов — не новый феномен. Высшее образование всегда было проникнуто духом интернационализма. Идея кросскультурного сотрудничества в искусстве, науке и образовании зародилась уже в XVII веке. В средневековой Европе студенты странствовали от Болоньи до Парижа, до Оксфорда, и университетское образование переступало пределы национальных границ.

ХХ век открыл новую страницу в этом процессе. В первой половине ХХ века колониальные империи начали создавать университеты в своих заокеанских землях, главным образом, чтобы обучать колониальную административную элиту. Как только колонии начали получать независимость, процесс создания новых университетов получил новый размах. На этом этапе вновь созданные университеты были не более чем простыми копиями западных моделей, но осуществлялись также попытки создать институты для удовлетворения местных потребностей. Так или иначе, ближе к середине ХХ века международная деятельность в высшем образовании главным образом служила цели насаждения культуры метрополии в колониальных и постколониальных странах.

После Второй мировой войны процесс интернационализации в университетской жизни стал гораздо более многообразным. Эпоха холодной войны была отмечена яростным противостоянием между Востоком и Западом, и два лагеря соперничали за влияние среди развивающихся наций. Правительства энергично привлекали потоки студентов из Африки и других континентов в свои университеты. СССР до своего распада в конце 1980-х годов принимал в лучших университетах тысячи студентов из стран третьего мира и имел специальные образовательные программы для инструкторов, которые работали с иностранцами; вместе с этим сложилась и прекрасная система обучения иностранцев русскому языку.

В 1980-90х годах международное сотрудничество приобрело новое значение — по иным, неполитическим, причинам. Реструктуризация мировой экономики и создание мировых рынков стали главными силами, определяющими интернационализацию высшего образования. Правительства многих стран всё в большей степени оценивают высшее образование как фактор, играющий важную роль в достижении их далеко идущих политических и экономических целей.

Становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы реформирования и развития высших школ отдельных стран, уже нельзя исходить из критериев национального уровня. Таким образом, интернационализация высшего образования превращается в крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности.

Факторы и цели интернационализации высшего образования можно распределить по четырём основным группам:

1. экономические,

2. политические,

3. культурные,

4. педагогические.

Первые тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например, благодаря плате за обучение иностранных студентов. Ещё важнее косвенные экономические выгоды, поскольку высокое качество подготовки выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны. Культурные вытекают, прежде всего, из намерений популяризации национальной культуры и приобщения к иноязычным культурам. И, наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации высшего образования. Все перечисленные факторы эволюционируют. Вначале они были связаны, прежде всего, с политикой укрепления взаимопонимания между народами, сохранения культурного влияния в развивающихся странах. Затем более важными становятся экономические приоритеты. Это, в частности, отразил Меморандум о высшем образовании, принятый участниками Евросоюза (1992). Указанным приоритетам подчинены политические, педагогические и культурные цели, которые вытекают из намерений совершенствовать подготовку людских ресурсов для успешной конкуренции на международной экономической арене.

Одним из наиболее важных проявлений интеграционных тенденций явилось подписание в 1999 году в Болонье руководителями образования 29 стран Совместной декларации о создании европейского образовательного пространства. Это событие положило начало так называемому Болонскому процессу. Реформа образовательных систем в контексте вышеназванного процесса имеет целью повышение сопоставимости, «прозрачности» национальных образовательных структур и квалификаций высшего образования.

В истории Болонского процесса можно выделить три этапа:

I этап Предыстория:

· 1988 г. - Университетская хартия, принята на 900-летии Болонского университета,

· 1997г. - Лиссабонская конвенция О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в Европейском регионе. 33 государства-участника на 05.09.2003 г.,

· 11.07.1997 г. Хельсинки - Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах Диплом специалиста приравнивается к диплому магистра,

· 1998г. - Сорбонская декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Франция, Италия, Великобритания, Германия. Суть Сорбонской декларации — закрыться от других образовательных систем.

II этап Начало:

· 1999 г. - Подписание Болонской декларации

III этап Развитие:

· март 2001 года, Саламанка, Испания - Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа

· май 2001 года, Прага, Чехия Встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование

· 2003 г. Грац, Австрия - Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций

· 2003 г. Берлин, Германия - Третья встреча европейских министров, отвечающих за образование. Вступление России в Болонский процесс

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

В тексте Болонской декларации сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение общеевропейского Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах - достепенного (udergraduate) и послестепенного (graduate). Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

3. Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelong learning – LLL), если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

· учащимся должен быть, обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

· преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Из сказанного ясно, что принципиальной особенностью современного подхода к профессиональному образованию является его непрерывность, необходимость постоянного повышения квалификации, обучения в течение всей жизни. В Болонской декларации на это обращено особое внимание.

Инструменты Болонского процесса:

· Структура степеней. Моделью для будущей гармонизированной европейской послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Для выбора двухуровневой системы имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

· ECTS – система кредитов для оценки знаний, получаемых студентами. Количество кредитов отражает трудовые затраты студента, необходимые для сдачи данного предмета. Оценке в кредитах подлежат все предметы учебного плана, которые требуют сдачи в виде экзамена или зачёта. Окончание семестра предусматривает 30 кредитов, а курса 60 кредитов. Она облегчает учёбу студентов, как в своих странах, так и за рубежом, содействует мобильности в странах Европы.

· Европейское приложение к диплому (очень похоже на приложение, введенное в 1996 г. в Российской Федерации).

· Европейская сеть агентств качества высшего образования.

· Рекомендации по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию.

· Транснациональное образование (филиал, дистанционное образование, и т.д.).

· Университетский и неуниверситетский сектора высшего образования (неуниверситетский — профессиональное образование, среднее профессиональное образование).

Следует отметить, что Болонский процесс поддерживают многие международные организации. К их числу относятся: Европейская комиссия по вопросам образования XXI в столетии, Совет Европы, Европейское объединение университетов (EUA), Объединение Союза студентов европейских стран (ESIB), Европейское объединение учреждений высшего образования (EUARASHE), ЮНЕСКО, Европейское учреждение, обеспечивающее качество образования в системе высших школ (ENQA).

Важно подчеркнуть, что Болонский процесс не обладает всеобщей обязательностью, носит открытый, демократический характер. В его продвижении нет директивности, многое зависит не от государственно-административных структур, а от инициативы самих вузов, профессоров общественности.

Таким образом, интернационализация - это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования, на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия.

Главные направления интернационализации высшего образования ориентированы на:

· Объединение педагогических усилий и ресурсов

· Популяризацию идеалов взаимного уважения

· Совершенствование образования за счёт международного опыта

· Обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на международном рынке

· Формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны.

Интернационализация высшего образования сегодня подразумевает реформу программ и учебных планов, сотрудничество в научно - исследовательской сфере через сети и ассоциации, открытое и дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество институтов. Поощряется мобильность студентов и преподавателей, расширяются масштабы изучения иностранных языков и культур. Появляются новые формы международного сотрудничества.

Подписание Болонской декларации, обуславливает рождение качественно иной образовательной ситуации в связи с объективной потребностью общества в специалистах, воспринимающих в единстве всё многообразие мира. Поэтому совершенно не случайно в последнее время ввиду постоянного расширения международных контактов все настойчивее отмечается целесообразность развития межкультурной коммуникации и необходимость реализации одной из целей современного образования – воспитание межкультурной компетенции. Речь идёт о способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур, то есть в условиях межкультурной коммуникации, главным условием которой является взаимопонимание культур, терпимость и уважение к культуре партнёров по коммуникации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных