Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценностные характеристики педагогической деятельности 4 страница




16. Педагогические учебные заведения.

В соответствии с Законом «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального - основного и дополнительного образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, академии.
Содержание образования, согласно ст. 14 гл. 2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание и развитие кадрового потенциала общества.
В начале 90-х годов 20 в. педагогическое образование разного уровня получали около полумиллиона человек в 70 высших и 355 средних учебных заведениях.
Получение профессионального образования регламентируется федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также Законом Российской Федерации «Об образовании».
В основе государственной политики в области высшего и послевузовского образования лежат принципы непрерывности и преемственности ступеней образования, интеграции системы высшего образования РФ, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования и др.
С середины 90-х годов 20 в. в РФ в логике проекта «Международный бакалавриат» были установлены следующие ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения образовательных программ этих ступеней: не менее 4 лет для получения степени бакалавр, не менее 5 лет - дипломированный специалист, не менее 6 лет - магистр.
Освоение образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Ступенями послевузовского профессионального образования являются аспирантура и докторантура. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, а в докторантуру - те граждане, которые имеют степень кандидата наук. сроки обучения в аспирантуре и докторантуре - 3 года.
В настоящее время в нашей стране существуют следующие педагогические учебные заведения: педагогические училища, колледжи, лицеи, педагогические институты и университеты.
Педагогические училища, колледжи, лицеи - средние педагогические учебные заведения. Они подразделяются на школьные, дошкольные, музыкально-педагогические, художественно-графические и т.д.
В педучилища принимаются лица с 9-летним и средним образованием. Срок обучения 3-4 года. Наряду с общеобразовательной подготовкой в педучилищах, колледжах, лицеях большое внимание уделяется изучению психолого-педагогических дисциплин и педагогической практике.
Педагогические институты, университеты - высшие учебные заведения, куда принимаются лица со средним образованием. Срок обучения 4-6 лет. Структура учебного плана педагогического института, университета включает в себя три основных цикла: общественные науки, психолого-педагогические науки, специальные науки, определяющие профиль специалиста. Учебный план предусматривает также проведение педагогической практики.

Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.
Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т. д.
Профессиональная группа специальностей - «совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду специально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда» (9, 20).
Педагогическая специальность - «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» (9, 20).
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.
Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.
В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д.
Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.
В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

17.Культура педагогического труда.

Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объём усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Культура, в переводе с латинского языка, означает возделывание, обработка. В этом смысле культура – это то, что создает, формирует людей, и одновременно то, с помощью чего люди становятся социально активными, профессионально зрелыми и целеустремлёнными людьми. Именно поэтому культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать.
Педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Педагогическая культура – это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточьем всемирного культурно-исторического опыта.
Культурное развитие будущего учителя происходит в системе самых различных общественных и частных действий, в которых он строит свои отношения с другими людьми и окружающим миром. Не пренебрегая развитием познавательных способностей и развлечениями студентов, необходимо помнить, что культура – это насыщенность жизни человека и его гуманизация. Целью культуры должно стать достоинство жизни, протекающей в формах культуры, осознание диалектики свободы и необходимости своего бытия.
Произошла утрата первоначального понятия «образования» – как формирования личности в условиях культуры. «Человек образованный» осознается как «человек информированный», но это не означает наличия у него потенции к воспроизводству культуры и тем более к самопорождению культурных новаций. Иными словами, основное противоречие между сложившейся системой образования и возникшим социальным заказом заключается в том, что не определены пути, методы и средства перехода от образования как суммы информации к образованию как особой культурной деятельности. Данное противоречие усиливается ещё и тем, что образование утратило статус личностной и в эстетическом понимании бескорыстной ценности, а значит, оно должно «работать» на культуру и общечеловеческий прогресс. Интерпретация образования как средства овладения культурой – это традиционно для прогрессивных педагогических концепций.
В нашей стране из-за абсолютизированной централизованной системы произошла деформация мышления нескольких поколений. Как следствие этого – низкая культура педагогических кадров и искаженное представление о воспитании и образовании; ложные установки в воспитании (наше – значит лучшее), забвение прошлого опыта, пренебрежение к сложившимся традициям отечественной школы. Результаты исследований показали, что между качеством образования, даваемым в школе, и психологической атмосферой в педагогическом коллективе существует тесная связь. Известно также, что хороший психологический климат невозможен в атмосфере рутины и межличностных конфликтов. Поэтому сегодня большое внимание следует уделять формированию культуры общения учителей.
Существенному падению культуры и образования способствовала многолетняя самоизоляция нашего общества. Известно, что закрытое образование по своей сути консервативно, не способно к развитию. Поэтому сейчас важнейшая задача – открытие образовательных границ, интернационализация образования, поворот его к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Новая культура должна ориентироваться на новые нравственные ценности, свободные от каких бы то ни было классовых, политических, идеологических интересов. Единственный критерий – суверенность и достоинства каждого человека.
В плане гуманизации нужно изменить акценты в подготовке учителя – не только специалист какого-либо предмета, но, прежде всего, человек культуры. Для повышения педагогической культуры очень важно совершенствовать содержание самостоятельной работы студентов. Оно должно реализовываться в творческом сотрудничестве, сотворчестве преподавателей и студентов. В этой связи возникает качественно новая задача – преобразование учебного процесса в научно-педагогический. Высшая педагогическая школа должна научить культуре социально ответственного решения и поступка, то есть активной деятельности, в которой можно выделить три крупных блока: 1. Способность к общению с культурой и в культуре. 2. Способность к воспроизводству культуры. 3. Способность к самовоспроизводству в культуре.
Способность к общению с культурой и в культуре в широком смысле раскрывается через многообразие отношений личности, сферы её поликультурных проявлений, воспроизводства исторических, культурных, национальных, семейных традиций. В педагогическом плане эта способность формируется в учебном процессе, построенном в виде диалога культур. Суть этой методики – построение учебного процесса таким образом, чтобы сознание будущего специалиста могло противостоять установившимся стереотипам. Мышлению учителя могут быть присущи достижения различных культур и эпох. Каждая культура по-своему права. Войти в спор с ней, найти точку соприкосновения, извлечь полезные уроки из исторического опыта, ощутить себя частью мировой культуры – вот цель методики диалога культур.
Способность к воспроизводству в сфере общей культуры понимается как коррекция собственной деятельности в соответствии с изменяющимся содержанием культурного процесса; своего рода неприятие догматизма, консерватизма и застоя в общественном бытии.
В этической плоскости пересекаются сферы постоянного самосовершенствования учителя и наполнению этическим смыслом каждого педагогического поступка в общем процессе деятельности.
Культура рациональной организации труда. В понятие культуры человека входит и то, как он трудится, как организует своё рабочее и свободное время. Вчерашние школьники, становясь студентами, попадают в новые условия и не всегда могут быстро приспособиться к требованиям обучения в вузе. Большое количество учебных дисциплин, самостоятельная работа требуют от студента умения рационально распределять и планировать своё время, организовывать своё рабочее место, работать с литературой. В самых общих чертах это должно быть сформировано у человека ещё в школе. Если студент не научится этому за годы обучения, то в практической деятельности он столкнется с массой трудностей.
Овладение умениями рациональной организации труда начинается с установления рабочего режима. Определенная часть дня занята учебными занятиями или работой, распределить нужно оставшееся время. Спланировать время нужно так, чтобы успевать выполнять все задания в сроки и оставалось время для культурного отдыха, увлечений, спорта.
Успешность работы и учения во многом зависят от организации своего рабочего места. Порядок на рабочем столе, книжной полке способствует не только экономии времени на поиски нужной книги и других предметов, но и создает психологический комфорт при работе.
Успешности также способствует сформированная культура учебного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, переноса полученных знаний и приёмов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приёмы и методы самостоятельной работы с различной литературой, умения написания различных письменных работ (конспектов, рефератов, тезисов и т.д.).
Овладеть этими умениями поможет специальная литература, которую вы найдёте в настоящем пособии.
Культура педагогического общения.

Важнейшей характеристикой культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Человек реализует в общении свою основную потребность как социальное существо. В общении проявляется как общая культура общества, к которой принадлежит человек, так степень освоения этой культуры им.
^ Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Каждый педагог выделял что-то свое главное в общении с учениками. А.С.Макаренко считал «главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности». В.А.Сухомлинский говорил, что «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется следующими функциями: познания личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Знание функций поможет учителю организовать общение с детьми на уроке и вне его как целостный процесс.
В.А.Кан-Калик выделяет структуру профессионально-педагогического общения. Она включает следующие этапы:
1. Прогностический этап – моделирование педагогом предстоящего общения с детьми.
2. Коммуникативная атака – организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия.
3. Управление общением - в ходе педагогического процесса поддерживать инициативу детей, направлять и корректировать общение.
4. Анализ общения – направление на соотнесение цели, средств и результатов общения с детьми.
Учитель должен быть инициатором общения. Для этого следует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирования чувства «Мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Все это помогает преодолевать барьеры, возникающие у учителя особенно вначале деятельности. Снятию барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения.
Большое значение в общении играет стиль. Стиль – совокупность методов и приёмов какой-либо деятельности, поведения.
В общении выделяют две стороны: отношение и взаимодействие, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.
Исследователи выделяют три основных стиля отношения учителя к детскому коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но, может быть и ситуативно-отрицательный, и устойчиво-отрицательный.
С точки зрения взаимодействия выделяют следующие стили: авторитарный («разящие стрелы»); демократический («возвращающийся бумеранг»); либеральный («плывущий плот»).
Стиль отношений и стиль взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей в совокупности создают стиль педагогического общения. По классификации В.А, Кан-Калика существуют следующие стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.
Большое значение в продуктивном общении играет такт.
Такт – умение вести себя пристойно, уважая других; чувство меры в поведении, поступках.
Наличие такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Педагогический такт отличается от общего тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.
^ Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия на детей, умение устанавливать продуктивный стиль общения.
Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя – тактику. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Можно выделить четыре основных позиции: пристройка сверху; пристройка снизу; пристройка рядом; позиция неучастия.
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Это результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработки умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей детей.

18. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.

Самообразование – целенаправленная, определенным образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самовоспитание – сознательная работа по развитию профессионально значимых качеств личности. Она может осуществляться в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Исследователи выделяют следующие источники самовоспитания:


  • внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, порождают потребность в самовоспитании;

  • внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между “Я - реальным” и “Я - идеальным”, между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации.


^ Профессиональное самопознание предполагает выявление общей самооценки, особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания – анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», – превосходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя – сравнение с другими.

Самовнушение это способ саморегуляции эмоциональных состояний посредством словесных воздействий.

Самокритика анализ процесса и результата деятельности, нахождение у себя недостатков, осознание их отрицательного влияния, выработка непримиримого отношения к ним.

Самооценка компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самопознание процесс целенаправленного получения информации о развитии качеств своей личности.

Самопрогнозирование это попытка представить себя в определенных ситуациях деятельности, своеобразная психологическая самоориентация. Главные критерии самопрогнозирования масштаб охвата педагогических явлений, умение всесторонне анализировать эти явления (диагностировать ситуацию) и способность разрабатывать на этой основе множество возможных решении, а также предвидеть возможный эффект деятельности.

^ Самосознание учителя профессиональное – комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны учащихся, родителей, педагогов; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я - концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

Самостимулирование определение для себя некоторых поощрений в случае достижения конечной цели.

Самоубеждение метод воздействия на себя с целью осуждения собственных поступков или утверждение новых отношений. Путем самоубеждения можно перестроить самосознание, отношение к различным явлениям и в конечном итоге собственное реальное поведение.

Самообразование специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Метод приобретения знаний на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой. Может быть самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта.

Карьера – активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающее его устойчивость в потоке социальной жизни.

^ Виды карьеры: линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, снижающаяся (.

Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объединения — завуч — директор школы — инспектор РОНО — работник городского Комитета по образованию — работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных.

^ Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.

^ Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учеб­ном заведении не задерживаются.

^ Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной ра­боты на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифи­цированные и нередко недисциплинированные работники.

^ Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

^ Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неодно­кратного повышения. Однако в его жизни происходит нечто не­предвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособно­сти. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.

19. Общение как основа педагогической деятельности.

Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.

Одна из важнейших функций общения - обмен информацией, духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии человека. Сочувствие, сопереживание, самоутверждение личности также являются функциями общения.

Попадая в школу, каждый ребенок мечтает о добром, внимательном и справедливом педагоге, который будет проявлять о нем заботу, оказывать помощь. Малыш хочет быть не просто замеченным, но и выделенным из детского коллектива, хотя бы взглядом, словом, улыбкой, жестом, поощрением.

У учителя не один ребенок, а, как правило, двадцать и более. Чем больше детей в классе, тем труднее уделять внимание каждому ребенку. Чтобы успешно решать учебно-воспитательные задачи, учитель чаще прибегает к фронтальным формам деятельности, к общению со всем классом, группой. Это порой воспринимается в штыки ребенком, который никак не может «вписаться в детский коллектив», отказаться от уже привычного положения «исключительности», что нередко приводит к конфликту.

Поэтому следует учитывать, что изменились не только общественные отношения, семья, школа, но и сам ребенок: изменились уровень его информированности, степень притязаний и требований, форма общения. Все это предполагает внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, выбор иной формы педагогического общения. Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.

Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор учителя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника. «Я убежден, - писал А. С. Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться»'.

Педагогическое общение обусловлено целями, задачами, которые заранее специально планируются и программируются педагогом.

Не случайно опытные учителя так много внимания уделяют общению с детьми. Они, готовясь к уроку, воспитательному мероприятию детально продумывают не только содержание учебного материала, а и то, куда и с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию или плохое настроение у другого, как вызвать на откровенный разговор. Педагог чутко реагирует на любые, даже самые незначительные отклонения в поведении своих воспитанников, находя нужные доводы, слова, чтобы снять эмоциональное напряжение. Общение на досуге, на уроке, во внеклассной работе является важным условием не только повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и развития личности ребенка, определяющим механизмом учебно-воспитательного процесса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных