Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология педагогики и её уровни. Методы педагогических исследований




Методология – с греч. «metodos» – путь к чему-либо: способ действия, т.е. это наука о методах, применяемых в той или иной научной обл.

М етодология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Различают 2 уровня методологии: ур-нь практ. д-ти и ур-нь науки. Различают несколько уровней методологии в педагогике: 1) общенаучная методология (основу составляет материалист. диалектика, теория познания, логика) 2) частно-научная методология (совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.)3) предметнотематический (методология целеполагания, методология содержания образования…)

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) гносеологическая (познавательная) функция – реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание, достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику.

3) аксиологическая (оценочная) функция или функци я критики развития педагогической науки

4) рефлексивная функция – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки.

5) функци я нормативного предписания – показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный – исследовать объект означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

- принцип целостности, который отражает зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

- принцип структурности, системы как структуры, с взаимосвязанными элементами.

- принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

- принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

2) личностный – в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры.

3) деятельностный –в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности, есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, исследовательском отношении к миру и самому себе

4) полисубъектный (диалогический) – личность, как установлено психологами, есть продукт и результат общения с окружающими людьми; личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога (полилога).

5) аксиологический – означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности.

6) культурологический – утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.п.).

7) антропологический – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания в процессе организации и осуществления педагогического процесса.

8) этнопедагогический – призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Он предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи народа.

Методы педагогического исследования – это способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Остановимся на общепринятой классификации методов педагогического исследования, в соответствии с которой их подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

· общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т.е. логические методы);

· социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

· социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

· математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые, в свою очередь, подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это - теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала – фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и др.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и др.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Для изучения реального педагогического процесса (педагогического опыта) как в естественных, так и в специально-измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выводов исследования) условиях применяются, как указывалось выше, практические (эмпирические) методы.

Основной из них наблюдение – организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения - накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т.д.

Этапы наблюдения: определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать?); выбор объекта, предмета наблюдения (что наблюдать?); выбор способа наблюдения (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса. Так, анкетирование – письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Интервьюирование - разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку. Рейтинг – метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка. Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя; поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест ( от английского test – испытание, исследование, проверка) – это объективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого. В зависимости от назначения выделяют тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и другие. Обычно в педагогической практике тестирование выполняют функции контроля знаний, диагностики или прогноза развития индивида. Инструментом же исследования они выступают в последних двух случаях.

Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.

 

 

Вопрос №8.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных