Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирующий этап исследования. Создание условий для снижения конфликтности у детей дошкольного возраста




Экспериментальная группа состоит из 6 человек.

Целью данного эксперимента является снижение уровня конфликтности.

Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:

1. Формирование у дошкольников адекватной самооценки, способности к осознанию себя и своих возможностей;

2. Коррекция нежелательных личностных особенностей, настроения через обучение детей этически ценным формам и способам поведения в обществе;

3. Формирование у воспитанников способности к произвольной регуляции своей деятельности;

4. Обучение приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;

5. Актуализировать и разрешать проблемы межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с поставленными задачами занятия строились в интересной, занимательной для детей форме, были использованы игры, упражнения, разработки, авторские находки.

Основные методы обучения: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; мини-конкурсы; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке.

Система работы по развитию эмоционального состояния выглядела следующим образом.

Кабинет, где проходили занятия, мы превратили в «комнату добра» - лучезарный островок, в котором поселились волшебные персонажи и предметы из добрых сказок. Оформляя кабинет, мы старались создать уголки, привлекательные для малышей. В зоне взаимодействия с детьми расположили средства для предметно-дидактической, имитационно-игровой деятельности. Здесь они могли расположиться на ковре или на мягких пуфиках. На танцевальной площадке выражали свои эмоции через танец; показывали этюды; играли в подвижные игры. Диагностическая, рабочая зона оснащена столами и стульчиками, чтобы дети чувствовали себя комфортно при выполнении тестовых заданий, во время рисования. В зоне игр с песком и водой использовались природные материалы, размещённые в специальных ёмкостях.

Осуществление развивающей работы невозможно без координации деятельности специалиста с воспитателями, которые организуют предметно-пространственную среду - одно из средств развития ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Обязанность взрослых состояла в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов.

Тематические планы воспитателей и специалистов были скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определённые темы, применять игры и пособия, способствующие развитию социальной компетентности детей.

Перед проведением контрольного этапа исследования, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чувства в танце, рисунке, рассказе; нести ответственность за выполнение домашних заданий.

 

«Сказкотерапия».

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.(12)

Алгоритм создания коррекционной сказки:

1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочная сущность или животное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Процедура:

Участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют наиболее типичные по схеме:

Почему? (причины конфликта).

Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон).

Зачем? (цели, интересы, выгода («исходы») сторон).

Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.

Пример: «Красная Шапочка»

Конфликт между Волком и Бабушкой. Волк съел Бабушку потому что был голоден. Волк агрессивен, Бабушка пассивна. Цель Волка - поесть, цель бабушки - остаться живой.

Решение - найти компромисс, Волк мог поинтересовался: есть ли что-то вкусное у Бабушки. Может быть в погребе был годовой запас мяса, которое охотники оставляли на хранение.

Бабушка, в свою очередь, прежде чем открывать дверь, могла более внимательно слушать - внучка ли это, либо предложить гостю поесть до того, как он съел её.

 

«Моделирование».(10)

Далее мы организовали с детьми обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. При обыгрывании конфликтных ситуаций дети делились на пары или тройки, в зависимости от количества участников конфликта.

При обыгрывании экспериментатор моделировал конфликтные ситуации, а затем проводил разбор конфликта вместе с детьми. Мы отмечаем, что работа по профилактике конфликтного поведения проходила постоянно, например, если в группе происходила ссора или драка, экспериментатор предлагал детям в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например, Незнайку и Пончика. На глазах у детей гости разыгрывали ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просили детей помирить их. Дети предлагали различные способы выхода из конфликта. Иногда мы разделяли героев и детей на две группы, одна из которых говорила от имени Незнайки, а другая от имени Пончика. Детям давалась возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. В результате такой работы дети приобретали умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учились как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствовало сплочению группы и установлению благоприятного психологического климата.(21)

Мы так же разыгрывали и другие ситуации, которые наиболее часто вызывают конфликты в детской группе, например, как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал.

«Сюжетно-ролевые игры».(18)

Организация разыгрывания определенных ситуаций, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Перед драматизацией дети обсуждали, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Мы старались сделать так, чтобы дети поставили себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан? Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» Эти беседы помогли детям осознать, как важно быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Следует отметить, что все дети активно принимали участие в драматизациях и обсуждениях, высказывали свое мнение.

Затем мы провели с детьми этюды, направленные на формирование мотивов позитивного поведения. Мы использовали этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок», «Вот он какой», «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан», «Правильное решение», «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Песочница», «Очень худой ребенок». Так же мы использовали игры «Кто пришел?», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Отгадай, кто мы», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец».

В этюдах дети обучались способам конструктивного поведения, они получали навыки позитивного поведения, у детей формировались мотивы позитивного поведения. Следует отметить, что все дети активно и заинтересованно участвовали в этюдах, старались проявить себя, эмоционально реагировали на ситуации, предлагаемые в этюдах. Мы отмечаем, что ни одни ребенок, принявший участие в исследовании, не отказался от выполнения заданий.

 

«Формирующие беседы».

Далее проводился цикл бесед, направленных на разрешение конфликтных ситуации - «Кого мы называем добрым, честным, вежливым».

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие общению. Вместе вырабатываются правила, как развить в себе эти качества.

Виды бесед:

Занятие – «Сделаем страх смешным», беседа «Как можно поднять себе настроение», решение проблемно-практической задачи «Как можно поднять себе настроение», беседа «Как можно назвать человека по имени», упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство», беседа «Как можно поздороваться», решение проблемно-практической ситуации «Поприветствуем гостей», беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»,

Беседа «Как вести себя, если поссорился?», беседа «Как правильно дружить?».

 

План занятий на октябрь 2013 - март 2014

Табл. 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных