Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины неуспеваемости детей




1. заболевание, перенесенное в раннем детстве. 2. семья: дефицит общения.; конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. 3. отклонения в умственном развитии ребенка.

4. одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления, неготовность этих детей к напряженному интеллектуальному труду в процессе обучения.

5. нежелание ученика учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения.

6. недисциплинированность отдельных учеников. Их число пополняется в широких пределах, увеличиваясь в старших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне него, то они постепенно исправляются.

7. личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неуспеваемость

8. профилактическая двойка. Иногда учитель ставит за отказ ученика отвечать.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

 


 

22. Теоретические основы, закономерности и принципы воспитания. Взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. «Кодекс РБ об образовании» о воспитании в системе образования.

Теория воспитания как отрасль педагогикиизучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различных учебно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях.

Немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1778-1841) один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И.Ф. Гербартсоздал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентристкой парадигм, в рамках которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. Данный подход к воспитанию игнорирует фактор саморазвития личности.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие) способствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их контексте воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Воспитательный процесс – это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, подсистема целостногопед процесса.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и нацио­нального самосознания на основе государственной идеологии;

2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

2.5. формирование культуры семейных отношений;

2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Д вижущей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными (нередко разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам, ценностным ориентациям и т.п.

Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, длительность и непрерывность, комплексность, вариативность и отдаленность результатов.

23. Содержание воспитания. «Кодекс РБ об образовании» о содержании и направлениях воспитания. Понятие о програмно-планирующей документации воспитания.

Воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Статья 18 Кодекса _ см концепцию!


 

24. Методы и формы воспитания: понятие, классификация и общая характеристика. Средства воспитания. Условия выбора и эффективного применения методов и средств воспитания.

Методы воспитания - способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. Классификация:

- Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. (методы убеждения, положительного примера, упражнения приучения).

- Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. (одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.)

Методы формирования сознания учащихся: убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности.

Убеждение - процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них - на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами. Рассказ – монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Беседа - диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. Беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности. Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.

Методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие.

Приучение как метод наиболее эффективно на ранних возрастных этапах: для дошкольников и младших школьников. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. У пражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение.

Поручение - Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них.

Методы стимулирования и и мотивации деят-ти и поведения:

- Ситуация авансирования доверием. Характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

- Ситуация свободного выбора: школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

- Ситуация успеха создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т.п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

- Ситуация творчества заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

- Ситуация соревнования вызывает желание быть лучше, соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей. Соревнование – это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками.


 

25. Мировоззрение и гражданская культура личности: сущность, структура, критерии сформированности. Пути и средства формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся.

Мировоззрение - специфическая форма сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни.

Структура:

Объективные компоненты Знание – образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Основу М. составляют знания о природе, обществе, человеке и др.

Субъективные компоненты: 1.взгляды человека 2.убеждения человека 3.идеалы

Функции М.:

- информационно-отражательная – заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

- ориентационно -регулятивная –состоит в том, что М. оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение М. влечет изменение и его поведения.

- оценочная – связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

Виды М.:

Научное М. опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений.

Религиозное М. опирается на интуитивно- эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или др. сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.

Житейское М. Формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений о мире.

Система знаний и идей в содержании школьного образования – это интеллектуальная основа диалектического видения мира.

Критериями сформированности М. личности явл.:

- знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки М.;

- устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

-развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающей в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

- проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.

. Гражданская культура интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформи-рованности готовности личности к исполнению гражданского долга.

Аспекты гражданственности:

Социально-правовой – достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности.

Морально-эстетический – уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.

Социально-психологический – чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

Социально-педагогический – критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.

Педагогический - интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями.

Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.


 

26. Нравственная и эстетическая культура личности: сущность, структура, критерии сформированности. Задачи, методы, формы и средства нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура - важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Критерии сформированности эстетической культуры:

-наличие стремления к общению с искусством и природой;

-наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

-умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

-умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

-способность художественно-творческого самовыражения;

-эстетизация отношений с окружающими людьми;

-знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных