ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура педагогической деятельностиОсновные виды педагогической деятельности Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. 2. Понятие профессиональная компетенция педагога выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога представлено в квалификационной характеристике, отображающей научно-обоснованный состав профессиональных ЗУН. Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требования к учителю на уровне его теоретической и практической опыта. Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармонической сущности. Структура профессиональной компетенции учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать. Оно тесно связано с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Теоретическая деятельность проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает у учителя аналитических, прогностических («предвосхищенная цель»), проективных (конкретные планы обучения и воспитания) и рефлексивных умений (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя). Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организация деятельности коллектива. К организаторским относят мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых интересов к учению, труду и др. видам деятельности), информационные (умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания), развивающие («зоны ближайшего развития» учащихся) и ориентационные (формирование личностно-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организация совместной творческой деятельности). Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений (умения понимать других), собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники (умения и навыки, необходимые для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом).
3. Педагогические способности – это совокупность определенных психологических характеристик, являющихся непременным условием для достижения преподавателем успехов в воспитании и обучении детей. Педагогические способности учителя подразумевают наличие высокоразвитой выраженной потребности в социальном взаимодействии, находящей проявление в желании научить, передать знания, общаться с детьми, в стремлении рационально и полезно организовать деятельность класса, разнообразить их жизнь. Чтобы успешно реализовать эту потребность, учитель должен быть педагогически тактичен. Однако важны и вспомогательные особенности и черты личности, которые тоже считаются частью педагогических способностей. Прежде всего, это те или иные свойства интеллекта: критичность, остроумие, последовательность и другие. Ораторские способности также должны присутствовать – владение речью, хороший словарный запас всегда дадут учителю преимущество на уроке и при организации досуга детей. Успешной педагогическую деятельность делает артистичность – умение при необходимости фантазировать, живое воображение. Педагогические способности являются не только залогом эффективной деятельности педагога, но и результатом его постоянной работы над собой. Эти свойства проявляются, формируются и совершенствуются среди множества других психологических свойств, действий и отношений преподавателя. Диагностика педагогических способностей считается инструментом, который обеспечивает возможность объективно выявить и охарактеризовать свойства личности. Этот процесс признан основой деятельности учителя. Педагогические способности выявляются посредством многоаспектных, многофакторных и социально-ориентированных тестов. Таким образом, успех и достижения в нелегком деле обучения и воспитания школьников зависит от наличия у педагога высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков. Однако даже этого обычно недостаточно. Необходимо наличие определенных специфических качеств личности эмоционально-волевой и умственной сферах. Это педагогические способности, соответствующие серьезным требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью.
4. Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерности существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Посредством культурологического подхода выявляются действительно значимые с педагогической точки зрения взаимосвязи между: - интернационализацией в основных сферах социальной жизни и национальной самобытностью культур; - личностно усвоенным знанием и объемом «культурологического хранилища»; - стандартизацией образования и разнообразием социокультурных ориентации обучающихся; - социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями социокультурных групп; - глобализацией образования и воспитания и индивидуализацией педагогических воздействий. Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, учитель осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. В содержание общей базовой культуры педагога целесообразно включить: · культуру умственного и физического труда; · культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации; · культуру быта; · культуру общения и культуру досуга. Содержание базовой культуры учителя можно рассматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъекта педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления: • экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой); • технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности); • правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями); • политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.); • культуру семейных отношений; • коммуникативную культуру; • гносеологическую культуру; • экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности). Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности. 5. Педагогические ценности - это особые характеристики педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленные на достижение гуманистических целей. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно - действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Педагогические ценности, являются условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования, которые могут стать основой их классификации. Поэтому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Социально - педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, появляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это - совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Групповые - педагогические ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах (учителя школы, лицея, гимназии; преподаватели колледжа, техникума, университета). Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций. 6. Выделяют пути и формы овладения педагогической профессией: 1.система профессиональной подготовки педагогических кадров 2.профессиональное становление – длительный процесс, путь длиною в жизнь. 3.професссионально личностное самоопределение и становление личности педагога 4.роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога 1.Система профессиональной подготовки педагогических кадров: 1.среднее профессиональное образование 2.ВУЗ-овская ступень образования 3.Послевузовская ступень образования Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|