Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса развития личности.




Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.К таким противоречиям относятся:
-противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
-противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А.С.Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.
Факторы социализации. Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
-макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
-мезофакторы (мезо — "средний, промежуточный") — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
-микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

10.Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент образовательной системы.
Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно:
1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений;
2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой;
3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества;
4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.
Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.
Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом.
1. Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи.
2. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.
В образовательном процессе существует множество внешних и внутренних противоречий. В данном случае очень ценным является то, что движущей силой развития процесса образования и развития самой личности является разрешение этих противоречий.
Основное внешнее противоречие – это противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.
К внутренним противоречиям относятся противоречия между:
1) существующими требованиями, предъявляемыми к подрастающему человеку и определенными способностями и возможностями их применить и решить;
2) наличием определенных знаний и возможностью и способностью их применить;
3) существующей формой коллективного способа подачи знаний и способом индивидуального метода усвоения этих знаний;
4) общим темпом образовательного процесса и конкретно индивидуальной скоростью усвоения учебного материала каждым учеником;
5) объективными требованиями и субъективными задачами и целями каждого отдельно взятого человека и т. д.
Процессу обучения и воспитания присущи те же свойства, что и образовательному процессу вообще, например, такие как:
1) отношения учителя и ученика имеют двустороннюю направленность;
2) весь процесс имеет в основе своей цель – развитие личности, всестороннее и гармоничное;
3) содержание, формы и методы представляются в единстве и взаимодействии;
4) необходимая связность и единство всех элементов структурной цепи: цель образования – содержание образования – выбор средств, форм и методов решения задач – полученный итог-результат образования;
5) необходимое решение трех задач: обучение, развитие и воспитание ребенка.
В итоге результатом разрешения поставленных проблем и задач всех функций процесса образования с учетом единства свойств и будет являться всестороннее развитие личности: интеллектуальное, социальное и нравственное.
Цель как системообразующий компонент образовательной системы.
Общепризнанно, что образование сегодня является общечеловеческой ценностью в обществе. Этот факт имеет законодательную базу, так как в конституциях большинства стран указывается на право человека на получение образования.
К целям образования относятся следующие.
1. Формирование знаний и развитие способностей и умений, которые дают возможность человеку быть стойким, упорным, встречая жизненные трудности.
2. Становление характера и ответственности человека в тех жизненных ситуациях, когда необходимо приспосабливаться к условиям общественной, социальной и природной среды.
3. Наличие необходимых средств и форм для реализации личностного и профессионального роста.
4. Усвоение знаний, опыта, которые необходимы для развития личной свободы и автономии.
5. Формирование средств и условий для развития творческой активности и становления морально-нравственных норм.
Образование является средством передачи культуры, усваивая которую человек не только приспосабливается к изменяющимся условиям, но так же у него формируется жизненная активность.
Это дает возможность выходить за пределы ограниченного круга, формировать собственную индивидуальность и быть свободным в принятии решений и отстаивании личных позиций.
Анализ целей образования приводит к значимому выводу о том, что общая направленность образования на гармоничное развитие личности и есть назначение, призвание и задача каждого человека. В то же время каждая составляющая педагогической системы имеет свой взгляд на пути достижения целей образования, а также на его гуманистическую направленность. В содержание целей образования следует внести не только информацию о современных новейших научно-технических достижениях, но и информацию гуманитарного плана, которая формирует, развивает знания и умения, опыт творческой деятельности.

14. Логика учебного процесса и структуры процесса усвоения.
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же логика учебного процесса — один из принципиальных вопросов теории обучения. Она не является простой проекцией логики учебного предмета, его программы и содержания. Логика учебного процесса — это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.
В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.
В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходимость применения в обучении как индуктивно-аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их тесном взаимодействии. При этом почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.
На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.
Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.
Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.
Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.
Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.
Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на производстве и т.п.

24. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно ориентированное обучение.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкового и Д.Б. Эльконина. Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения: 1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности. 2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами. 3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо. 4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д. 5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:
-Использование субъектного опыта ребенка. Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.
-Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
-Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
-Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.
Главное, на что работает учитель в личностно-ориентированном образовательном пространстве – организация “событийной общности” с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

25. Воспитание как социокультурный феномен. Движущие силы воспитания. Базовые теории воспитания и развитие личности. Гуманизация как основа новой идеологии воспитания.
Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, нововременной, современной) изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие. На важность воспитания, его приоритетность указывали многие выдающиеся люди прошлого. Не теряет своего значения, а, наоборот, приобретает все большую актуальность мысль Д.И.Менделеева о том, что знания, не подкрепленные воспитанием, подобны мечу в руках сумасшедшего. В науке выделяют три аспекта понятия «воспитание»:
1) социальное (социокультурное) развитие человека;
2) процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель);
3) конкретная деятельность воспитателя.
Общепринято под воспитанием понимать процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание как передача опыта не является исключительной характеристикой человека, животные также передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры, духовности. Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание, став элементом культуры, приобретает свойства культуры. С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики. Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е. В. Бондаревская). Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют: стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений, повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.
В социокультурном аспекте воспитание рассматривается как специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.
Гуманизация воспитания - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль соц. защиты ребенка и детства.
Движущими силами воспитания являются противоречия:
Объективные:
- Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.
- Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.
- Между активно-деятельностной природой ребенка и социально – педагогическими условиями жизни.
Субъективные:
- Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.
- Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.
Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов.
Движущие силы воспитания различаются в гуманистической и авторитарной концепции воспитания.
Движущие силы воспитательных воздействий гуманистического типа несколько иные, нежели соответствующие движущие силы авторитарного типа. Если в авторитарном воспитании основное противоречие, на котором строится весь воспитательный процесс, состоит в разрешении альтернативы "могу - должен", то в гуманистическом - "могу - хочу".
Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания:
1) воспитательное воздействие должно "попадать" в зону ближайшего развития личности ребенка;
2) должна быть позитивно сформированная мотивация учения или установка;
3) право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов деятельности;
4) создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.
Таким образом, движущие силы воспитания – это основные принципы, стимулирующие и мотивирующие субъекта к достижению целей в воспитательном процессе.
Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.
Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:
-воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; --опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
-практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
-содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.
Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):
-отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
-гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
-создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.
Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по
мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.
Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».
Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.
Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».
Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

27. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Основные пути и средства формирования мировоззрения школьников.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
Мировоззрение — это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире, т. е. о природе, обществе и мышлении. Само собой разумеется, научное мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, все глубже познавая действительность, и в связи с тем, что все более разносторонней и интенсивной становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. Для выполнения данной задачи недостаточно познания отдельных, изолированных явлений, ведь одной из важнейших черт научного мировоззрения является то, что мир представляется не в виде суммы отдельных предметов, а как целое, в котором части объединены в определенную систему. Уже в I классе необходимо заложить те «кирпичики», которые в дальнейшем послужат формированию научного мировоззрения.
В младших классах детям даются элементы научного миропонимания, закладывается фундамент материалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.
Формирование мировоззрения сегодня, как никогда, тесно связано с умелой и убедительной пропагандой наших исторических достижений. Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на политический и нравственный облик личности важнейшая миссия учителя.
Знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд важнейших идей, которые определяют требования к их деятельности, поведению и духовным запросам.
В начальной школе большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь личных интересов с интересами всего коллектива, всей страны.
Усвоение всех этих взглядов, норм и требований происходит на основе рассмотрения конкретных фактов, примеров, иллюстраций из произведений искусства и литературы, с тем, чтобы учащимся все это было понятно и вызывало бы у них сознательное стремление следовать на деле тому, что требует общественное сознание и мораль.
Сознательное усвоение круга элементарных научных, исторических и художественно-эстетических знаний, понятий труда и нравственности и есть основной путь формирования у младших школьников основ научного мировоззрения.
Всякое мировоззрение представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуются в своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает ему ориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности.

28. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Система гражданского воспитания в школе.
Гражданское политическое воспитание представляет собой си­стему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их дея­тельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно граж­данское потому, что определяется принципиальными общегосудар­ственными, конституционными мировоззренческими позициями, во­площающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строитель­ства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа.
Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой ин­формации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность вос­питательного воздействия, свойственны также определенные кри­терии гражданской воспитанности.
Цели-функции гражданского политического воспитания разде­ляются на образовательные, воспитательные и развивающие. Об­разовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, воо­ружить школьников умениями политического диалога и культур­ного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусст­ва, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргу­ментированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-граж­данскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и ин­тернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношени­ях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисцип­линированности, ответственности, политического чутья, критично­сти, способности исправлять свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образова­тельной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления. Школьники учатся са­мостоятельно разбираться в потоке политической информации, да­вать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции гражданского политического воспитания реали­зуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся ат­мосфера общественной и личной жизни людей насыщена полити­ческой информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и дейст­вуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их созна­нии под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и со­бытий.
Цели и функции гражданского воспитания школьников дости­гаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-об­разовательный характер имеют все предметы учебного плана. Ес­тественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая политика России предстает перед учащимися как политика борьбы за выживание человечества, со­хранение жизни на Земле.
Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину закономерно развивающе­гося человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой.
Система «механизмов» гражданско-политического воспитания включает в себя способы и приемы просвещения, прямого воздей­ствия на сознание детей с помощью слова. Необходимость решительного искоренения пустословия, демагогии, формализма, при­митивизма в общественной жизни, в общении с детьми приобретает особый смысл. Своим непосредственным восприятием учащиеся улавливают фальшь, бездушие и протестуют нарушением дисцип­лины, полным отключением внимания.
Завершают систему воспитания гражданского сознания школь­ников критерии гражданской зрелости. Всеобъемлющим критери­ем является единство слова и общественно ценного дела. Граж­данская сознательность ребенка проявляется в направленности его поступков. Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой: политической грамотностью, способно­стью переживания высших гражданских чувств, потребностью про­явления общественной активности, стремлением к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политиче­ских событиях и кампаниях.

29. Формирование основ нравственной культуры личности. Система нравственного воспитания в школе.
Мораль
как форма общественного.сознания рождается в сис­теме конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регу­лирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу обществен­ного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуж­дение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравствен­ность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведе­ние, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство со­вести.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и ин­дивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса яв­ляется формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспита­ния является понятие нравственного чувства — постоянного эмо­ционального ощущения, переживания, реальных нравственных от­ношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному осво­ению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлет­ворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического от­вращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нрав­ственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм по­ведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосиль­ным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощу­щения, чувства. Нравственное сознание — активный процесс от­ражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопле­ния и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения со­вести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует ре­альной нравственности личности. Она реализуется в единстве нрав­ственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуще­ствить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное по­ведение личности имеет следующую последовательность: жизнен­ная ситуация — порождаемое ею нравственно-чувственное пережи­вание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жиз­ненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реа­лизуются в единстве все названные компоненты. Дети часто -не склонны к глубокому «осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, мас­совых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать со­знательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспи­тания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в созна­тельном следовании нравственным приниципам и в привычных формах нравственного поведения.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образу­ются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном воспри­ятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эс­тетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодейст­вия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, замкнутым на узкие группы, компании, неформальные объединения, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, к пережи­ванию состояния нравственного кризиса, даже безысходности. Субъективное нравственное пространство школьников окрашива­ется эстетическими цветами и оттенками, рождающими у них це­лую гамму настроений: мажор, минор, драматическое напряжение, трагический стресс. Возникновение противоречий в жизненных от­ношениях ребят с внешним миром и между собой порождает на­пряженность переживаний, проявляется в противодействиях, со­противлении воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Преодоление противоречия в субъективном нравственном прост­ранстве окрашивает жизнь школьников в мажорные тона.
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания—формирование нрав­ственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свой­ствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятель­ности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному пе­реживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: мораль­ной образованностью, способностью анализировать, судить о явле­ниях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самосто­ятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьни­ка сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, граждан­ском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

30. Формирование основ эстетической культуры личности. Система эстетического воспитания в школе.
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это — организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком уровне эстетической культуры.
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А-С.Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования.
Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".


31. Воспитание физической культуры личности. Система физического воспитания в школе.
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.
1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности.
2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты.
3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками.
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.
5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива — руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

32. Умственное воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Система умственного воспитания в школе.
Умственное воспитание
– планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.
Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
Умственное воспитание осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает языком. Целенаправленное руководство усиливает эффективность педагогических воздействий, направленных на решение задач умственного воспитания.
Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.
Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; для работы на огороде нужны лопата и грабли; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенными свойствами (чашка фарфоровая, она бьется, ложка и вилка металлические), и т. д.
В основе умственного воспитания лежит овладение знаниями. Окружающая жизнь - основной их источник для детей дошкольного возраста. Ребенок приобретает знания самостоятельно и под руководством взрослых, в повседневной жизни и на занятиях. Знания, приобретенные детьми самостоятельно, часто хаотичны, бессистемны, случайны. Многие дети, обладая значительным запасом знаний, даже в возрасте 6-7 лет не владеют обобщающими понятиями, не могут самостоятельно установить связи и зависимости между простейшими явлениями. Определение объема знаний для детей разного возраста, их характера и усложнение от группы к группе, т. е. разработка программы по ознакомлению детей с окружающим, является важной задачей педагогических исследований. ознакомлению детей с окружающим, является важной задачей педагогических исследований.
Одной из задач умственного воспитания является систематизация знаний. Система знаний - это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных