ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система методов обучения, их характеристика, развивающие и воспитывающие возможности.По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы: - Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: · Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала) · Репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности) · Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала) - Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: · Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: · Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: Пассивный метод; Активный метод; Интерактивный метод. Пассивный метод (схема 1) –форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Интерактивный метод (схема 3) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 3)Классификация и общая характеристика средств обучения, их функции в организации процесса обучения. Компьютеры в обучении: проблемы и перспективы. Средства обучения —объекты, созданные человеком, предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения в дидактике используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя. В настоящее время существует не одна классификация средств обучения. Например… 1. по составу объектов: · материальные (оборудование, помещения, расписание занятий, компьютеры, мебель) · идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты) 2. отношение средства обучения к источникам появления: · естественные (это гербарии, препараты, натуральные объекты) · искусственные (учебники, картины, приборы) 3. по сложности: · простые (карты, модели) · сложные (компьютеры, видеомагнитофоны) 4. по характеру воздействия: аудиальные (магнитофон) визуальные (измерительные приборы, диаграммы) аудиовизуальные (компьютер) 5. по способу использования: · статичные (слайды) · динамичные (видеофильм) 6. В процессе выделения различных групп средств обучения следует обратить внимание на то, что носитель информации также различен. В данном контексте можно выделить следующие их группы: · бумажные (учебник) · лазерные (DVD, CD-ROM) · электронные (различные компьютерные программы) · магнитооптические (фильмы) 7. Не стоит забывать, что существуют разные уровни содержания образования. Исходя из этого выделяют: · средства обучения на уровне урока (раздаточный материал) · средства обучения на уровне предмета (дидактические материалы, учебники) · средства обучения на уровне процесса обучения в общем (учебные кабинеты) 8. Классификация средств обучения по отношению к технологическому прогрессу: · традиционные (библиотеки, музеи, наглядные пособия) · современные (мультимедиа, компьютеры, СМИ) · перспективные (локальные и глобальные компьютерные сети, Web-сайты) Существует в дидактике и понятие функции средств обучения. Под ним подразумевается, как внешне проявляются средства обучения, которые используются в учебно-воспитательном процессе исключительно с определенной целью. Доказано, что средства обучения - это один из главных факторов, влияющих на процесс воспитания и обучения. Так какие же функции можно выделить? 1. призваны уменьшить временные затраты на восприятие различной учебной информации. 2. с их помощью происходит передача всей нужной информации. 3. возможность рассмотреть изучаемый объект в целом и по частям. 4. призваны обеспечить деятельность педагога и учащихся. А для этого на уроке их всегда следует использовать комплексно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|