Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая мысль Нового времени в странах Европы и США.




Политические теории Нового времени (XVI-XIX вв) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд и др.) мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений.

В основе теории «общественного договора» (Гоббс, Локк, Жан-Жак Руссо) лежит идея о том, что независимые индивиды для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод заключают общественный договор, кот.означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы, к цивилизованному, т.е. к гос.- цивилизованному существованию.

Гоббс считал догос-е существование человека негативным. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды и заключили общественный договор между собой.

Руссо, напротив, идеализировал догос-е существование человека, полагая, что по природе человек – существо доброе; общественный договор – способ интеграции общей воли.

Дж. Локк: согласно договору, главная и единственная функция гос-ва состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека: «права на жизнь, свободу и собственность». Для того, чтобы гос-во не посягало на права и свободы личности, Локк выдвинул идею разделения властей на закон-ю и исполнительную. Эту идею активно развивал франц. философ Шарль Монтескье: потребность в разделении властей на закон-ю, исполн-ю и судебную вытекает из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он выделил три типа правления – республику, монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правления – демократическая республика, но в тот период он оказался неосуществимым. Более жизненной может оказаться, по мнению Монтескье, форма аристократической демократии, при которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.

Новое время предложило теорию демократии, пригодную для больших нац. государств, кот.стали возникать в тот период. Токвиль сделал ряд важных выводов: 1)распространение демократии явл. мировой тенденцией, вызванной утверждением социального равенства. Остановить этот процесс невозможно; 2)демократия обладает рядом преимуществ, способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает полит.свободу и широкое участие масс в управлении; 3)отметил недостатки демократии.

 

9. Становление и развитие политической мысли в России.Поли-тические идеи Древней Руси и периода становления и упрочения Русского централизованного государства (IХ – ХVI в.в.).

Полит.мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, гос-во, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества. Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского гос-ва и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера, кот.объяснялся ссылками на общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей. В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Общие черты начального периода развития полит.мысли в России (XI – XV века): 1)первоначально полит. мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты – непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни; 2)после принятия христианства на Руси в 988 г. полит.мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения; 3)полит.мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

На Западе полит.мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия гос-ва в лице монарха. В России полит.учения обосновывали приоритет прежде всего интересов гос-ва, общины, а не личности.

В период Московского гос-ва, особенно при Иване Грозном, происходила концентрация полит. могущества, утверждалась неограниченная власть монарха.. Политические эе идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер.

Политическая мысль России развивалась параллельно с развитием гос-ва. Российское гос-во относилось к идеократическому типу. В гос-вах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: «Москва – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого будущего» и т.д..

 

 

10. Российская политическая мысль в период становления и укрепления абсолютизма (ХVII – первая половина XVIII в.в.).

.К началу 18 века тенденция превращения сословно-представительской монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления подвергались существенным изменениям.преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили своё обоснование в политических теориях его современников.

Феофан Прокопович был ректором Киево-Могилянской академии, епископом поковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода.

Считал. Что высшая власть в обществе образовалась путём договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм правления Прокопович называет монархию, аристократию, демократию, смешанную форму. Аристократия и демократия не вызывают его одобрения. В аристократиях своя корыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме того, аристократия и демократия пригодны лишь для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.

Монарх Прокоповича - это просвещённый государь, который обязан заботится не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устройства правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Отстаивая законность во всех формах государственной жизни, Феофан тем ни менее ставит государя над законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо "монархи есть боги"

Политическая программа И.Т. Посошкова

"Книга о скудности и богатстве" (1724) В ней автор затронул обширный круг проблем, которые" по его мнению, нуждались в срочном разрешении.

По вопросам крестьянского устройства Посошков полагал, что должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей.

Покушался он на дворянские привилегии и в вопросах государственной службы.

Высказал Посошков и целый ряд предложений по реорганизации военного дела.

Традиционная основа учения Посошкова сказалась и в его понимании вообще нравственных устоев в жизни русского человека. В "Книге о скудности и богатстве" он последовательно проводил требования частного исполнения каждым человеком своего долга.он неоднократно высказывался против роскоши, беспутства, советуя жить скромно и честно, придерживаясь веками сложившихся в России нравственных правил.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных