Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая власть. Формы правления.




свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятель-ность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой.

Форма государственного правления - это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Форма гос. правления характеризует структуру высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимоотношение их друг с другом. По форме правления все государства подразделяются на: монархии и республики. Различия между ними состоят в способах организации органов верховной гос. власти. Монархия – форма гос. правления, при которой главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свои титул и полномочия по наследству. Республика – это форма гос. правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок.

Признаки монархии:

 Главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свой титул и полномочия по наследству.

 Монарх осуществляет единоличное правление, власть монарха объявляется священной.

 Монарх формально не зависим в своей деятельности (не отвечает за принимаемые решения перед обществом).

 Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

 Установлено бессрочное правление монарха

Законодательная, судебная, исполнительная власти находятся в руках монарха.

Признаки республики:

 Главой государства является президент.

 Наличие высших выборных органов.

 Возможность участия граждан в управлении государством (высшие органы гос. власти формируются населением на свободных выборах).

 Выборные органы правят от имени и по поручению народа, поэтому ответственны за принимаемые решения перед законом.

 Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

 Президент избирается на определенный срок.

 Разделение властей (каждая ветвь власти не вмешивается в дела другой ветви).

 Высокий авторитет судебной власти.

 

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить:Россия (Петр I), Франция (Людовик XIV), Саудовская Аравия), когда власть монарха ничем (напр. конституцией) и никем (напр. парламентом) не ограничена и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия (Кувейт, Непал) – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента.

В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и др., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть).

Признаки парламентарной монархии

 Монарх «царствует, но не правит», лишь формально утверждает состав правительства, сформированного партией, победившей на выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним от-ветственности.

 Исполнительная власть закреплена за правитель-ством.

 Правительство ответственно перед парламентом.

 Законодательная власть находится у парламента

 

Признаки дуалистической монархии:

 Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется избирательным путем, а верхняя назначается монархом.

 Исполнительная власть закреплена за монархом (правительство ответственно перед монархом и подчинено монарху, который назначает и отстраняет министров по своему усмотрению).

 Законодательная власть находится у парламента.

 Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

 

Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентской республики). Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламен-том.

Достоинства парламентской республики: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, постольку сформировать эффективное правительство практически невозможно. Президентско-парламентская республика (смешанная - эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты формы правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недове-рия) им.

Признаки парламентской республики

 Единство органов верховной гос. власти (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе сотрудничества властей)

 Президент выбирается парламентом.

 Главой государства является президент.

 Главой правительства является премьер-министр (канцлер).

 Правительство формируется победившей на выборах партией.

 Правительство ответственно перед парламентом.

 Президент имеет право роспуска парламента.

Признаки президентской республики

 Жесткое разделение властей (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе разделения властей)

 Президент избирается народом

 Главой государства является президент.

 Главой правительства является президент.

 Правительство назначается президентом с согласия парламента.

 Правительство ответственно перед президентом.

 Президент не располагает правом роспуска парламента.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных