ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическая власть. Формы правления.свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятель-ность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Форма государственного правления - это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Форма гос. правления характеризует структуру высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимоотношение их друг с другом. По форме правления все государства подразделяются на: монархии и республики. Различия между ними состоят в способах организации органов верховной гос. власти. Монархия – форма гос. правления, при которой главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свои титул и полномочия по наследству. Республика – это форма гос. правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок. Признаки монархии: Главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свой титул и полномочия по наследству. Монарх осуществляет единоличное правление, власть монарха объявляется священной. Монарх формально не зависим в своей деятельности (не отвечает за принимаемые решения перед обществом). Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. Установлено бессрочное правление монарха Законодательная, судебная, исполнительная власти находятся в руках монарха. Признаки республики: Главой государства является президент. Наличие высших выборных органов. Возможность участия граждан в управлении государством (высшие органы гос. власти формируются населением на свободных выборах). Выборные органы правят от имени и по поручению народа, поэтому ответственны за принимаемые решения перед законом. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. Президент избирается на определенный срок. Разделение властей (каждая ветвь власти не вмешивается в дела другой ветви). Высокий авторитет судебной власти.
Монархии бывают абсолютными (примером могут служить:Россия (Петр I), Франция (Людовик XIV), Саудовская Аравия), когда власть монарха ничем (напр. конституцией) и никем (напр. парламентом) не ограничена и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная. Дуалистическая монархия (Кувейт, Непал) – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента. В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и др., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Признаки парламентарной монархии Монарх «царствует, но не правит», лишь формально утверждает состав правительства, сформированного партией, победившей на выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним от-ветственности. Исполнительная власть закреплена за правитель-ством. Правительство ответственно перед парламентом. Законодательная власть находится у парламента
Признаки дуалистической монархии: Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется избирательным путем, а верхняя назначается монархом. Исполнительная власть закреплена за монархом (правительство ответственно перед монархом и подчинено монарху, который назначает и отстраняет министров по своему усмотрению). Законодательная власть находится у парламента. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентской республики). Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламен-том. Достоинства парламентской республики: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, постольку сформировать эффективное правительство практически невозможно. Президентско-парламентская республика (смешанная - эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты формы правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недове-рия) им. Признаки парламентской республики Единство органов верховной гос. власти (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе сотрудничества властей) Президент выбирается парламентом. Главой государства является президент. Главой правительства является премьер-министр (канцлер). Правительство формируется победившей на выборах партией. Правительство ответственно перед парламентом. Президент имеет право роспуска парламента. Признаки президентской республики Жесткое разделение властей (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе разделения властей) Президент избирается народом Главой государства является президент. Главой правительства является президент. Правительство назначается президентом с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|