Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные концепции гражданского общества.




Гражданское общество – совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

Концепции:

1) Либеральная (Томас Гоббс, Джон Локк) – понятие «г.об.» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в «диком», «природном» состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок и гражданские отношения. Так, Гоббс считал возможным достижение такого состояния при наличии государства. Дж.Локк впервые поста-вил личность выше общества и государства, а свободу – выше других ценностей. Свободу он понимал как свободу от вмешательства извне, и прежде всего – со стороны государства. Будучи разумными, люди, по мнению ДЖ.Локка, заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество. Оно образует ряд защитных структур между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его поли-тической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.

2) Позитивно-либеральная (Гегель) – рассматривал гр.об.как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гр.об.он считал частную собственность. А движущей силой исторического процесса является государство. Именно государство воплощает «Мировой Дух», а гр.об.есть «инобытие» Духа-Идеи. Государство, по Гегелю, олицетворяет все добродетели. Чем сильнее государство, тем больше у него возможностей защищать свободы и права граждан. Гр.об.и индивид должны быть подчинены гос-ву.

3) Марксистская (Маркс) – рассматривал гр.об.фундаментом всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гр.об.в такой трактовке представляет как материальные отношения индивидов. Буржуазное гос-во является, по Марксу, механизмом реализации и защиты интересов экономически господствующего класса собственников. В таком гос-ве гражданами оказываются имущие классы и соц.группы. Буржуазное гос-во препятствует свободному развитию автономных индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гр.об. Преодолеть разрыв между гр.об.и государством возможно путём создания нового типа общества – коммунистического – без государства, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития всего общества.

4) Социал-демократическая концепция основана на призвании политики сердцевиной гр.об. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь, формирует облик гр.об., оказывает стабилизирующее воздействие на него. Гос-во должно, по мнению И.Шумпетера, участвовать в обеспечении функцио-нирования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически и что одна часть гр.об.не превратиться во всеразрушающую силу, а рынок не подчинит себе общество. В связи с этим социал-демократы считали обязательным гос.регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т.п.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных